11 декабря 2018 01:59
фото: из архива Нижнетагильского региона СвЖД

Человек-легенда

Руководитель Нижнетагильского отделения Свердловской магистрали пользовался большим авторитетом не только у железнодорожников, но и у горожан

В этом году, 22 ноября, исполнилось бы 90 лет со дня рождения Михаила Шапошникова – горячего патриота города Нижнего Тагила, человека, чьё сердце всегда было открыто людям.
Мечтал о море – стал железнодорожником
В местной газете «Горный край» за 16 октября 1997 года опубликован материал, в котором рассказывается о детстве этого выдающегося человека. Михаил родился в 1928 году в посёлке Раково Ростовской области в семье рабочего Петра Ивановича и домохозяйки Александры Виссарионовны. Про таких, как он, говорят – дитя войны. Когда ему было 12 лет, заболела и умерла его мама. Хозяйством он занимался вдвоём с отцом, которого в 1941 году забрали на фронт. А через год мальчику пришла похоронка. Михаил, даже будучи в течение шести месяцев в оккупации, не бросил своё хозяйство.
В феврале 1943 года немцы стали отступать из области. В ближайшем к посёлку городе Красный Сулин заработала школа, открылся госпиталь для раненых моряков. Население как шефов закрепили за палатами. Михаил тоже помогал – ухаживал за комиссаром, семью которого фашисты расстреляли по доносу. Раненый относился к Мише как к сыну, хотя подросток и был хулиганом. Комиссар взялся за его воспитание и даже заставил дать письменную клятву, что он бросит курить, сквернословить и обязательно окончит 10 классов. На следующий день этого пациента не стало. Но Миша своё обещание всё же сдержал.
После школы он поступил в высшее мореходное училище в Ленинграде. Через месяц его вызвали в особый отдел и спросили: «Почему скрыл, что твой отец – враг народа, ведь он был в немецком плену?» Оперативно в течение суток студента исключили из комсомола и училища и выдворили из города на Неве… С мечтой о море было покончено.
Но через полгода в его жизни произошёл новый поворот судьбы: юноша встретил своего отца. Оказывается, его папа и вправду находился в плену, а похоронку на него выслали по ошибке. В то тяжелейшее для страны время такие случаи редкостью не были.
В 1952 году Михаил Шапошников получил образование: окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «эксплуатация железных дорог». Это учебное заведение в шутку называли спортивным институтом с железнодорожным уклоном, ведь его студенты активно занимались спортом и участвовали в городских соревнованиях. Здесь Михаила снова приняли в комсомол, выбрали заместителем секретаря по идеологической работе на курсе, а чуть позже – секретарём факультета. Вскоре наш герой женился и стал отцом двух сыновей.

Инициативный и настойчивый
После окончания института по путёвке Министерства путей сообщения СССР молодого специалиста направили на Свердловскую железную дорогу. Здесь он начал свою деятельность дежурным по станции Смычка. Позднее работал старшим инженером, старшим помощником начальника станции, поездным диспетчером. В 1955 году стал членом КПСС и был избран вторым секретарём Нижнетагильского горкома комсомола. В 1957 году Михаил Петрович стал первым секретарём, а в 1959 году его выдвинули на партийную работу. Он трудился заведующим промышленно-транспортным отделом, секретарём Нижнетагильского ГККПСС, первым секретарём Тагилстроевского райкома КПСС.
В 1970 году Михаила назначили на хозяйственную должность – заместителем начальника, а с июля 1974-го – начальником Нижнетагильского отделения СвЖД, которым впоследствии руководил 15 лет. Информация об этом периоде содержится в его личном деле, которое сегодня хранится в архиве Нижнетагильского региона СвЖД.
Все эти годы Михаил Шапошников умело нацеливал коллектив на выполнение поставленных задач, проявлял инициативу и настойчивость. По итогам социалистического соревнования Нижнетагильское отделение дороги неоднократно занимало призовые места и награждалось переходящими Красными знамёнами, денежными премиями МПС и ЦК профсоюза, грамотами и дипломами КПСС.
Немало знаковых для дороги событий свершилось в этот период. Так, в 1975 году завершилось строительство вторых путей Свердловск – Нижний Тагил, были реконструированы многие станции Нижнетагильского узла. На станции Верх-Нейвинск был сдан в эксплуатацию новый вокзал, завершилась реконструкция станции Смычка. В это же время был пущен в эксплуатацию детский комбинат № 148. А в 1976 году в первый рейс отправился фирменный поезд «Малахит».
На Нижнетагильском узле вырос целый микрорайон: появились жилые дома, общежитие и поликлиника, библиотеки, средняя школа, дошкольные учреждения, магазины… Для железнодорожников гостеприимно распахнула двери база отдыха на станции Садоводы. С тех пор традиционно День железнодорожника отмечался именно там.

Город преобразился
По инициативе руководителя отделения в Нижнем Тагиле были установлены два памятника. В 1978 году к 100-летию СвЖД здесь появился монумент «Воинам-железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». А в 1983 году ко дню рождения города был сооружён памятник паровозу Л-1635.
Автор первой скульптуры – Анатолий Неверов – вспоминает: «Впервые мне довелось работать с таким заказчиком, как Михаил Петрович. На протяжении четырёх лет, пока шла работа над памятником, он регулярно навещал меня в мастерской, которая размещалась в цехе промышленной вентиляции завода им. Куйбышева. Руководитель оказывал помощь и поддержку, заботился, чтобы работа была выполнена в срок». Открытие памятника стало незабываемым событием в жизни коллектива дороги. И вот уже 40 лет ежегодно в канун Дня Победы здесь собираются работники магистрали, чтобы почтить память тех, кто не вернулся с поля боя.
К слову, появлению набережной городского пруда местные жители обязаны тоже Шапошникову. Это пространство было обустроено при его личном участии.

Дань уважения
В период руководства Михаила Петровича в отделении много внимания уделялось работе с комсомольцами и молодёжью. Шапошникову было присвоено звание почётного комсомольца Нижнего Тагила. Кроме того, он был награждён высшей отраслевой наградой – знаком «Почётному железнодорожнику», удостоен звания «Почётный гражданин Нижнего Тагила». Его заслуги – дань глубокого уважения и огромного авторитета не только среди железнодорожников, но и среди всех трудящихся индустриального города.
Его бывшие коллеги всегда вспоминают о нём с теплотой, как о человеке целеустремлённом, требовательном, честном, добром и душевно щедром.
За многолетний и добросовестный труд Михаил Петрович отмечен государственными наградами – двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд», именными часами Министра путей сообщения, медалями, почётными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и многими другими поощрениями.
Антонина Машковцева, ведущий методист отдела по сохранению исторического наследия ДЦНТИиБ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30