25 сентября 2018 00:50
фото: из архива пожарного поезда станции Пермь-Сортировочная

Помощь подоспела с путей

Дежурный караул обеспечил бесперебойную поддержку подразделений МЧС при ликвидации пожара высшей категории сложности

Сфера ответственности пожарных поездов не ограничивается объектами железнодорожного транспорта. Это показал и недавний случай в Перми. 26 июля на производственно-коммерческом складе произошло возгорание ёмкостей с растворителями. На подмогу подразделениям МЧС и другим службам прибыл пожарный поезд станции Пермь-Сортировочная. Об этом случае рассказывает руководитель работ на месте происшествия заместитель начальника Пермского отряда по пожарно-технической части филиала ФГП ВО ЖДТ России на СвЖД Александр Бабкин.
– Александр Павлович, когда пожарный поезд прибыл на горевший склад?
– В 12:39, ровно через 40 минут после того, как поступил приказ на отправку. Временной интервал полностью укладывается в предусмотренный норматив. Сам я прибыл на место пожара позднее – находился в тот день в Верещагино. На обратном пути, ещё на приближении к Перми, увидел густой чёрный дым. Поезд уже находился на месте, наши работники помогали сотрудникам МЧС.
– И какова была обстановка в этот момент?
– Информация о происшествии поступила в пожарную охрану в 11:10, так указано в сообщении пресс-службы МЧС края. Через 20 минут ему была присвоена четвёртая категория, для которой характерна сложная обстановка. В этом случае к тушению могут привлекаться более 13 пожарных отделений. «Нефтехимик» находится недалеко от других предприятий и жилого сектора. Ситуация на производственной базе требовала сосредоточения больших сил. На вызов выехали не только пожарно-спасательные подразделения. На место также прибыли сотрудники скорой помощи, полиции, ГИБДД, электросетей. Площадь пожара достигла почти 400 квадратных метров. Работой руководил начальник Главного управления МЧС России по Пермскому краю полковник внутренней службы Андрей Николаевич Бабинцев. И с учётом развития всей ситуации штаб принял оперативное решение задействовать пожарный поезд.
– А чем так осложнялся процесс тушения именно на этом предприятии?
– Компания производит и поставляет сырьё для химической и лакокрасочной отраслей. По всей территории в таре разного объёма – от канистр и вплоть до цистерн – хранились растворители, разбавители и другие опасные жидкости. Бочки стали взрываться, огонь уже перекинулся на административное здание. Загорелись кровля, перекрытия, ряд помещений, но работники не пострадали.
Тушение длилось больше пяти часов, хотя локализовали пожар быстро. Сложность в том, что из стационарных цистерн вытекали горючие жидкости. При разливе только по поверхности пожар потушили бы специальной пеной. Её основное свойство – изоляция горючего материала от окислителя. Приток воздуха перекрывается. Горение нефтепродуктов и их паров прекращается. А здесь жидкость истекала из ёмкостей. Возникала опасность переноса горения и на другие резервуары. Чтобы предотвратить это, были выделены пожарные расчёты на охлаждение соседних цистерн. Требовалось очень много воды. По приказу руководителя тушения пожара поезд подготовил две магистральные линии из шести рукавов в каждой. Вода сначала подавалась на разветвления. Оттуда уже она поступала в пожарные автомобили МЧС. Только такая схема могла гарантировать непрерывное тушение на протяжении нескольких часов.
– Сколько же воды пожарный поезд подал за время работы на этом ЧП?
– 122 тонны. Это очень много. В пожарной автоцистерне в зависимости от её шасси от 2,5 до 9 тонн воды. Представьте, сколько раз машины пришлось бы отправлять для заправки к ближайшим водоисточникам. А время-то идёт! Не зря всё-таки говорят: один поезд заменяет сразу несколько пожарных частей. Есть три цистерны-водохранилища ёмкостью по 61 кубический метр каждая. Запасы пенообразователя достигают пяти тонн. Поезд оснащён современным пожарно-техническим вооружением, в том числе средствами подачи воды. А дежурная смена невелика – в карауле шесть-семь человек без учёта усиления.
– И на чьи плечи легла помощь в ликвидации пожара высшей категории?
– На место событий выезжал дежурный караул с опытным личным составом. Возглавлял его начальник поезда Владимир Зубарев. В ведомственной пожарной охране он трудится четверть века. Начальник отделения – Василий Кропачёв, стаж – 17 лет. Надёжно отработали на этом выезде оба машиниста насосных установок: Иван Котельников состоит в рядах пожарной охраны на железнодорожном транспорте 14 лет. Сергей Захаров относительно недавно в нашем коллективе, но хорошо себя зарекомендовал. То же самое надо сказать про пожарных. Иван Дубровин быстро набирается опыта рядом со старшими напарниками: Андреем Вершининым, который работает уже 16 лет, Борисом Кропачёвым, чей стаж ещё на три года больше. Растёт и Сергей Красноборов. Ценим каждого из них и стараемся создать все условия для труда и развития.
– Александр Павлович, за счёт чего достигаете высокого уровня работы?
– Из пяти поездов, которые находятся в Пермском регионе магистрали, три – нового поколения, с улучшенными тактико-техническими характеристиками, служебными и бытовыми условиями для дежурного караула. Переоснащение подвижным составом значительно повышает возможности выполнения задач. К ним относятся тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных работ. Причём не только на инфраструктуре железной дороги и подвижном составе, но и на иных, не подведомственных, объектах, если есть запрос МЧС. В случае с производственной базой такая потребность возникла.
Сердце любого пожарного поезда – вагон – водонасосная станция. В нём размещён личный состав. Оптимально выполнена компоновка оборудования. Здесь находится электроника. Она контролирует уровень и температуру воды в цистернах-хранилищах, запас топлива для работы стационарных пожарных установок. В подвагонном пространстве размещён дизель-генератор. Причём с дистанционным запуском для энергоснабжения внутреннего оборудования.
Для создания более комфортных условий работы личного состава вагон оборудован климатической установкой. Есть у нас душ с горячей и холодной водой. В помещении для приёма пищи – все необходимые бытовые приборы.
Эти условия помогают эффективнее решать профессиональные задачи.

МНЕНИЕ
Ирина Пономарёва, председатель первичной профсоюзной организации работников Пермского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на СвЖД Роспрофжел:
– Коллектив пожарного поезда станции Пермь-Сортировочная всегда на хорошем счету. Очень дружный, объединивший лучших специалистов своего дела. И конечно, здесь велика заслуга руководителей. Они сумели подобрать и сплотить людей для максимально эффективного решения служебных задач. Наша профсоюзная организация тоже вносит лепту в укрепление коллектива.
Сотрудники пожарного поезда активны в общественной жизни. И здесь тоже многое зависит от руководителей. Все работники предприятия состоят в профсоюзной организации. Заместитель начальника пожарного поезда Вадим Шумихин – член профкома отряда. Коллеги общаются вне службы, проводят совместные мероприятия, на которые приглашают и нынешних работников с семьями, и ветеранов с внуками. Особенно популярны спортивные турниры и экскурсии. В коллективе ценятся такие отношения, люди берегут друг друга.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30