10 декабря 2018 09:40
фото: Никита Песоцкий

Здоровье плюс надёжность

Современные медицинские технологии поднимают на новый уровень обеспечение безопасности движения поездов

Контролируемость человеческого фактора для корпоративной медицины – вопрос не только гарантируемой безопасности производственных процессов на магистрали, но и сбережения профессионального долголетия работников. О том, как сегодня обстоят дела в отраслевой медицине, – наша беседа с заместителем начальника Свердловской дирекции здравоохранения Еленой Гайворонской.
– Елена Владиславовна, какие задачи ставятся перед медицинским блоком на полигоне СвЖД, достаточно ли функционала, мощностей, специалистов?
– Специфика работы в ОАО «РЖД» предусматривает дополнительные требования к здоровью работников, качеству оказания им медицинской помощи и проведению обязательных медосмотров. Характер и условия труда на железной дороге требуют разработки специальных эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья работников как основного гаранта безопасности движения поездов. Профилактическая роль медицины, прежде всего, в поддержании как можно дольше надёжности человеческого фактора, совмещающего здоровье и профессиональную деятельность.
Методы организации предрейсового медицинского осмотра постоянно совершенствуются, мы стараемся идти в ногу со временем. Первым прогрессивным шагом стало внедрение на сети железных дорог Автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра – АСПО. На Свердловской магистрали её начали применять в 2007 году. Основной задачей было повышение качества предрейсовых медосмотров за счёт их автоматизации и объективизации изменений. В 2015 году прошла модернизация комплексов АСПО КАПД-02-СТ. В настоящее время на полигоне дороги развёрнуты 118 пунктов предрейсовых медосмотров, 48 из них оснащены терминалами АСПО. Эта система выполняет несколько функций. Запрещающую: по утверждённым критериям отстраняет работников, не подготовленных к рейсу. Предупреждающую: с помощью мониторинга позволяет контролировать показатели для проведения лечебных и профилактических мероприятий. Может выявлять работников с высоким риском возникновения пароксизмальных состояний, внезапной смерти и артериальной гипертензии, тем самым снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций на железных дорогах, связанных с человеческим фактором.
– Какие категории работников железной дороги проходят специфический медицинский контроль?
– В первую очередь те, от кого непосредственно зависит безопасность движения поездов и кто представляет одну из самых массовых профессий железнодорожного транспорта, – работники локомотивных бригад. Их производственная безопасность основывается на соответствии машиниста, помощника машиниста выполняемой работе. Квалифицированные, прошедшие все стажировки работники локомотивных бригад, особенно машинисты, имеют огромную ценность для компании. Их здоровье и профессиональное долголетие зависят в том числе и от эффективности медицинского обеспечения. Диспансерное наблюдение, профилактические, восстановительные и реабилитационные мероприятия существенно снижают риск возникновения нештатных ситуаций на железнодорожном транспорте, вызванных развитием патологических состояний у работников.
На Свердловской железной дороге за 2017 год проведено 1837,8 тыс. обязательных медосмотров. По их итогам 1579 человек отстранено от поездок. Причём 93,8% решений обоснованы результатами применения системы АСПО. В ходе предрейсовых осмотров проведено 2869 экспресс-тестирований на наркотические средства и психотропные вещества. Проведённые по завершении поездок свыше 737 тыс. алкометрий составили 40,1% от общего числа предрейсовых медосмотров. Медицинская реабилитация работников локомотивных бригад осуществляется на базе четырёх отделений реабилитации негосударственных учреждений здравоохранения (НУЗ). В 2017 году её прошли 1098 работников локомотивных бригад.
– Есть ли чёткие психофизиологические критерии, по которым можно отбраковывать работников, принципиально не способных выполнять профессиональные обязанности?
– Прямая обязанность медицины – уже на этапе психофизиологического отбора с использованием критериев соответствия выстроить «заградительный барьер» для тех, кто профессионально не пригоден. Профессионально важные качества работника во многом обусловлены его природными задатками, являются относительно постоянными и малотренируемыми. В 2017 году психофизиологический отбор прошли более 6 тыс. человек, из них не годными для работы признаны 275 человек. Задача выявления работников, нуждающихся в проведении коррекционно-восстановительных мероприятий, решается с помощью динамического контроля их функционального состояния. Работники локомотивных бригад проходят его ежеквартально. Первоочередное расширенное психофизиологическое обследование обязательно для работников из группы риска. Этот вид обследования применяется при направлении работников руководством депо, по направлению цехового терапевта, при снижении группы профпригодности, после наездов и транспортных происшествий. В 2017 году отмечено более 3 тыс. расширенных психофизиологических обследований.
Восстановительно-коррекционные мероприятия специалисты в психофизиологических подразделениях НУЗ ОАО «РЖД» ведут в кабинетах психофизиологической разгрузки и мобилизации. В прошлом году состоялось 550 психологических консультаций и других коррекционно-восстановительных процедур для работников, ставших участниками наездов на людей и транспортные средства.
– Пока ещё остаётся важной темой нахождение работников на рабочих местах в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Есть ли возможность полностью избавиться от этого явления?
– Сами по себе предрейсовые и послерейсовые медосмотры решают эту проблему только в одном ключе – немедленное обеспечение безопасности движения, установление барьеров для доступа на дорожную инфраструктуру работников, не готовых выполнять свои обязанности. В то же время эту проблему необходимо решать усилиями всего общества, трудовых коллективов, в которых будет создаваться нетерпимая обстановка для нарушителей. В соответствии с распоряжением правительства Свердловской области от 15 мая этого года Свердловская дирекция здравоохранения разослала в НУЗ письма о проведении информационно-просветительских и профилактических мероприятий по контролю трезвости среди работников промышленных и транспортных предприятий. Делается это в рамках XI областного «Дня трезвости». На сайтах НУЗ размещаются материалы по профилактике алкоголизма, цеховые терапевты, психофизиологии выступают перед инженерно-врачебными бригадами, разъясняя, как организовать мероприятия по снижению злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма. Проводятся собрания работников локомотивных бригад. На стендах пунктов предрейсового медосмотра размещается информация по данной теме. Для работников Свердловской магистрали запланирована горячая линия с врачом–наркологом, приуроченная к Всероссийскому дню трезвости. В каждом НУЗ определены сроки проведения мероприятий, назначены ответственные лица. Контроль за выполнением осуществляет Свердловская дирекция здравоохранения.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31