18 сентября 2018 22:18
фото: Никита Песоцкий

Темы форумов диктует жизнь

Специалисты дорожного центра предлагают инструменты формирования благоприятной среды для развития эффективной культуры безопасности

Форумы с объединяющим названием «Профилактика человеческого фактора в работе персонала Свердловской железной дороги», ежегодно организуемые ДПФЦ, играют всё большую роль в реализации эффективной кадровой политики СвЖД. Они способствуют рациональной расстановке, обучению и развитию персонала, а также профилактике негативных явлений в трудовых коллективах. Мы побеседовали с начальником Дорожного центра профессионального отбора кадров Мариной Гнатив о том, какие цели и задачи ставятся перед участниками форума и насколько удаётся их достигать.
– Марина Петровна, возглавляемый вами ДПФЦ уже в третий раз организует такое мероприятие, и каждый раз мы видим свой акцент в его проведении, новую интересную подачу.
– При планировании основной темы форума мы в первую очередь учитываем её актуальность и для СвЖД, и для компании РЖД в целом. Постоянную поддержку мероприятию оказывает заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Романенко, он приветствует участников, ставит перед ними конкретные цели и задачи. Ежедневно сотням специалистов, руководителям кадрового блока дороги в структурных подразделениях приходится решать множество проблем производственного и социального характера. Не всегда у специалистов на местах, на линии есть время или им достаточно компетенции, чтобы самим увидеть суть проблемы, часто выходящей за рамки их подразделения. А тем более систематизировать её решение. Задача форума – выявить тенденции, сконцентрировать, обозначить остроту проблемы, вывести её в плоскость общефедерального значения. При этом организаторы не дают готовых решений. Мы только создаём площадку для обмена опытом, на которой специалисты при поддержке приглашённых нами экспертов, тренеров на основе уникальных обучающих методик и мастер-классов сами находят наиболее приемлемые для своих структурных подразделений решения. Эти решения затем мы доводим до руководства дороги – таким образом создаётся обратная связь.
– По какому принципу подбираются эксперты для работы на форуме?
– Полноправным организатором первого форума, который состоялся в 2016 году, совместно с нами был аппарат главного ревизора СвЖД по безопасности движения поездов. Тематика была продиктована значимым событием – предстоящим 80-летием ревизорского блока. Так, на одной из секций форума рассматривался новый аспект проверок и аудитов – как инструментов сокращения издержек. Работой секции руководил приглашённый сертифицированный тренер IMQ, аудитор, международный эксперт Олег Пойлов. Участники второй секции предложили интересные идеи реализации Плана мероприятий по развитию корпоративных компетенций ревизоров по безопасности движения поездов.
Перед участниками форума 2017 года была поставлена цель снизить влияние негативных аспектов человеческого фактора, а именно различных форм зависимостей, на безопасность движения поездов и производственные процессы в подразделениях СвЖД. Предварительный опрос показал, что проблему зависимостей на СвЖД считают актуальной более 84% опрошенных. Интересно, что до начала форума 70% опрошенных отмечали нехватку теоретических знаний в сфере профилактики и диагностики зависимости у вновь поступающих на работу, а также постоянных работников. Более 43% ожидали получить на форуме практические рекомендации, 39% пришли, чтобы узнать актуальную информацию, примерно по 9% собирались изучить новые методы работы с персоналом и обучиться методикам диагностики.
В числе внешних экспертов в работе форума участвовали главный нарколог Свердловской области, председатель наблюдательного совета ГАУЗ СО «Наркологический реабилитационный центр «Урал без наркотиков» Олег Забродин, специалисты Областной наркологической больницы и Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Медицинский психолог, преподаватель УрФУ Виктория Дихорь исследовала основные механизмы взаимодействия участников производственных процессов в подразделениях дороги в свете профилактики зависимого поведения среди сотрудников. Психолог Областной наркологической больницы Наталья Куделькина провела мастер-класс с элементами тренинга, на котором поделилась знаниями в исследовании факторов формирования зависимостей – личностных и психологических. Был составлен психологический портрет зависимого, рассмотрены особенности работы с проблемными сотрудниками на предприятиях СвЖД. По итогам форума были определены ключевые мероприятия на 2018 год по ранней диагностике и первичной профилактике социально-негативных явлений в трудовых коллективах. В частности, важнейшим мероприятием стала профилактика зависимостей в учебных центрах полигона дороги.
– Следующий форум состоялся уже в 2018 году. Как реализуются принятые ранее решения?
– В апреле этого года мы провели информационный семинар в формате вебинара «Зависимости, зависимый человек и его поведение» с трансляцией во все регионы обслуживания железной дороги. Он фигурировал в плане совместных с министерством здравоохранения Свердловской области профилактических мероприятий на 2018 год. Цель семинара – формирование системы знаний и профилактики социально-негативных явлений в трудовых коллективах. Принимали в нём участие наши постоянные эксперты из Областной наркологической больницы Галина Маленьких и Наталья Куделькина. Рассматривались факторы, затрудняющие профилактику, а также пути и способы выхода из зависимости. В июне наши специалисты участвовали в Х Уральском конгрессе по здоровому образу жизни, проведённом при поддержке правительства Свердловской области. Некоторые положения конгресса были перенесены в работу III Форума «Профилактика человеческого фактора в работе персонала Свердловской железной дороги». Как отметил Дмитрий Романенко, в ближайшие несколько десятилетий будет усиливаться тенденция сокращения численности населения в нашей стране, в том числе и работающего. Соответственно, необходимо быть готовыми к росту дефицита работников, специалистов, особенно в удалённых регионах обслуживания. Отчасти это нивелируется процессом развития высокотехнологичных производств, цифровизации многих привычных процессов, при которой снижается роль «человеческого фактора» и, соответственно, влияние его негативной составляющей на безопасность движения. В то же время возрастает нагрузка на тех, кто будет управлять сложными IT-процессами на железной дороге. Всё это надо учитывать, и это – предмет для обсуждения на наших последующих форумах. Мы обязательно продолжим сотрудничество с государственными автономными учреждениями здравоохранения – Областной наркологической больницей, Свердловским областным центром медицинской профилактики, Уральским психоаналитическим обществом – по профилактике знаковых проблем нашего времени. В том числе планируем рассмотреть пути профилактики профессионального выгорания специалистов, формирования благоприятной среды в трудовых коллективах.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31