21 июля 2018 14:37
фото: из личного архива Ларисы Аникиной

После смены бежали в комитет

Ребята из комсомольской организации Управления Свердловской дороги болели за общее дело и были легки на подъём

К 100-летию комсомола мы открываем цикл ­материалов, посвящённых истории крупнейшей молодёжной организации страны. Героями пуб­ликаций в газете станут железнодорожники, которые принимали участие в масштабных комсомольских стройках и являлись активистами молодёжного движения.
Наша первая героиня – Лариса Аникина. В 1958–1961 годы параллельно с основной работой она занимала должность секретаря комитета комсомольской организации Управления Свердловской железной дороги. В другие годы Лариса Егоровна была активным членом комитета. Об этом периоде жизни она сохранила самые яркие воспоминания:
«В 1956 году по распределению я была направлена из Харькова в Свердловск. Начала работать в здании Управления СвЖД механиком на фабрике механизированного счёта (эта структура – основоположник современного информационно-вычислительного центра). В свободное время играла за женскую сборную дороги по волейболу. Почти сразу меня приняли в члены комитета комсомола – всего в его составе тогда было порядка 15 человек. Общая численность комсомольской организации Управления в разные годы варьировалась от 175 до 230 человек. Это не только работники из Екатеринбурга, но и с линии – со станций Решёты, Кузино, Палкино, Дружинино, Шарташ.
Собрания, на которых мы планировали работу, проводились ежемесячно, но при необходимости встречи бывали и чаще. В остальное время работа кипела в ежедневном режиме. После смены, порой и ночной, я бежала в комитет, где приступала к общественным обязанностям. Желания и силы на это было много. Вместе со мной тогда трудились Земфира Сабурова, Иван Коснырев, Зинаида Зверева и многие другие…
Молодёжь в нашей комсомольской организации была активной и лёгкой на подъём. Одним из направлений работы была помощь строителям при возведении десяти самстроевских домов для железнодорожников в переулке Красном города Екатеринбурга. Наш комитет входил в штаб самстроя под председательством замначальника дороги по строительству Дунаковского. Каждый комсомолец брал на себя обязательство отработать на объекте по 40 часов. Мы разрабатывали специальный график, куда заносили имена всех наших ребят. Инженеры, экономисты, движенцы и представители многих других профессий в свободное от основной работы время трудились на стройке, помогая рабочим в разгрузке, уборке мусора, подносе строительных материалов, мытье окон и подъездов, оштукатуривании и покраске. Кроме жилых домов комсомольцы помогали возводить школу фигурного катания и базы отдыха – «Исеть» и «Спортивную». А ещё – строили разные районные и городские объекты, например прокатный цех на Верх-Исетском заводе и цеха Свердловского электровозоремонтного завода.
Наша организация шефствовала над пионерским лагерем Управления СвЖД, который находился в Камышлове. Каждый год в апреле молодые железнодорожники отправлялись туда, чтобы подготовить объект к приезду детей. Десант из 30–40 человек убирал мусор, мыл помещения, ремонтировал крыши, чинил мебель.
Одним из девизов работы комитета был «Каждому – высшее или среднее техническое образование!». Некоторые наши активисты помогали своим товарищам с учёбой, объясняли то, что они не понимали. Благодаря такому наставничеству многие работники дороги получили высшее образование.
Комсомольцы курировали две железнодорожных школы – № 2 и 3: проводили проф­ориентационные встречи для детей, водили их на экскурсии в музей, в библиотеку и во Дворец культуры железнодорожников, приглашали к ребятам руководителей магистрали и ветеранов Великой Отечественной войны.
По традиции комсомольцы ухаживали за садом, в котором отдыхали железнодорожники. Во внутреннем дворе здания Управления дороги росли сирень, акация, липы, были разбиты клумбы с цветами. Кроме того, мы следили за посадками перед зданием управления и возле профилактория.
Комсомольская молодёжь была активна и в спорте. У Управления СвЖД была своя волейбольная команда, капитаном которой являлась Октябрина Морозова. Во дворе была обустроена волейбольная площадка – здесь мы играли чуть ли не каждый вечер. Постоянно проводились соревнования и по лыжам, и по настольному теннису.
Оглядываясь назад, понимаю, какую колоссальную пользу приносила комсомольская молодёжная организация. Мы проводили вечера дружбы с разными учебными заведениями, собирали макулатуру, публиковали материалы в газете «Стальной путь» по злободневным вопросам, боролись за дисциплину на рабочих местах и в общежитиях, ратовали за успеваемость детей железнодорожников. Перечислять можно долго… Работать в комитете комсомола считалось почётно и престижно. С нами считались все, а особенно – руководство дороги. До сих пор вспоминаю как начальник СвЖД Вячеслав Петрович Егоров, встречая меня в коридоре, говорил: «Ну что, комсомолка, пойдём, расскажешь, как у вас дела». Комитету был отдан лучший кабинет на втором этаже здания Управления. Нас уважали, а мы в свою очередь всей душой болели за общее дело.
Ещё одно интересное воспоминание о том периоде – моя свадьба с Валентином Дмитриевичем Аникиным, который тогда работал изыскателем «Желдорпроекта». Она состоялась 29 декабря 1959 года и стала первой на Свердловской дороге комсомольской свадьбой. Это удивительно, но я до последнего не знала, что всё пройдёт так торжественно. Мы с будущим супругом планировали скромную регистрацию, а затем молодёжные посиделки в общежитии. Накануне мне позвонили и сказали, чтобы наутро мы пришли не в ЗАГС, а в зал Управления СвЖД. Здесь и прошла наша церемония бракосочетания! Сюда специально выехали сотрудники ЗАГСа Железнодорожного района. На торжестве присутствовали представители райкома комсомола, партийной организации, а также наши коллеги и друзья – всего порядка 60 человек. Мы с мужем даже получили поздравление от начальника дороги! Регистрация, хлеб на рушнике, выступление оркестра Управления дороги, банкет… До сих пор с ностальгией вспоминаю этот день. А второй комсомольской свадьбой магистрали стало бракосочетание Анатолия и Нины Крыловых. Им, как и нам, подарили ключи от новой квартиры в самстрое. Кстати, за счёт самстроя жильё в те годы получили десятки семей работников Управления дороги. Вот такой была наша комсомольская молодость».
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31