18 июня 2018 15:58

Сто сорок лет в пути

К разговору о становлении Свердловской железной дороги мы приглашаем ветеранов и работников магистрали

В октябре исполнится 140 лет со дня запуска в эксплуатацию Уральской Горнозаводской линии Пермь – Чусовская – Кушва – Нижний Тагил – Екатеринбург. Именно от этого участка берёт своё начало Свердловская магистраль. В год большого юбилея мы открываем цикл исторических публикаций о самых значимых событиях в жизни нашей дороги.
В 1878 году в № 83 журналист газеты «Пермские губернские вести» написал: «Было открыто правильное товарное и пассажирское движение на всём протяжении Уральской Горнозаводской железной дороги». 1 октября в Екатеринбург прибыл первый поезд – событие и положило начало летописи СвЖД.
Этому дню предшествовали четыре года упорного строительства – ровно столько в своём указе отмерил император Александр II. Вела масштабную стройку специально созданная акционерная компания «Общество Уральской Горнозаводской железной дороги». Её главным акционером был московский купец Пётр Губонин.
Основная дорога возводилась с ветками от станции Чусовская до Березняков и от станции Копи до Луньевки. Протяжённость всей магистрали составила 669 вёрст, из которых главная линия – 467 вёрст.
Изучая исторические источники, большое восхищение вызывает факт, что УГЖД была одной из первых в России, построенных русскими инженерами на местности с горным рельефом. Мостовые, водонапорные сооружения, мастерские, помещения, депо… Их возведение лишь подтвердило высокий уровень инженерно-технической мысли. Близ дороги было построено 200 жилых и служебных зданий, 213 деревянных мостов, 15 депо, два вагонных сарая, два поворотных круга, туннель.
«По своей рациональности и законченности в малейших частностях, при крайне трудных топографических, геологических и климатических  условиях Уральская Горнозаводская дорога может быть признана образцом для будущих сооружений такого рода», – так отзывался о магистрали инженер путей сообщения Виктор Голубев.
Управляющим дороги стал молодой инженер Николай Островский. Он был большим тружеником и отличным организатором. В историю вписаны и другие фамилии первых железнодорожников УГЖД. О них упоминается в «Очерках из истории губернского города Перми»: начальник службы пути и сооружений инженер А. А. Свентицкий, его помощник – П. С. Брадке, начальник службы движения – военный инженер Иванов, начальник подвижного состава и тяги – Парсонс, главных мастерских – Витвитский, телеграфа – Станкевич, контроля сборов – Тарасов, магазинного отдела – Баранов.
В 1885 году была построена линия от Екатеринбурга до Тюмени, а в 1896-ом в ведение УГЖД отдали и только что возведённую линию Екатеринбург – Челябинск. На базе Горнозаводской, Тюменской и Челябинской магистралей образовалась Уральская дорога протяжённостью 1 338 км. В 1897 году она была переименована в Пермь-Тюменскую, а в 1900-ом объединена с Пермь-Котласской и названа Пермской. В 1905 – 1909 годах шло строительство линии Пермь – Кунгур – Екатеринбург, а в 1912 – 1916 годы построены ветки от Шарташа до Тавды, от Лысьвы до Бердяуша, от Салдинских заводов до Алапаевска. В сентябре 1919-го к Пермской дороге были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная, Уральская и часть Омской дороги.
В 1934 году дорогу разделили на Пермскую с управлением в Свердловске и Южно-Уральскую с управлением в Челябинске. Через несколько лет Пермская дорога получила имя Л. М. Кагановича. В 1939-ом её вновь разделили: на Пермскую с управлением в Перми и дорогу имени Кагановича с управлением в Свердловске.
Наконец, в 1943 году дорога имени Кагановича была переименована в Свердловскую магистраль, а через десять лет к ней присоединили Пермскую дорогу.
Каждый этап развития Свердловской железной дороги интересен по-своему. Мы приглашаем бывших и настоящих работников дороги поучаствовать в разговоре о становлении магистрали. Расскажите об истории родного депо или станции, назовите имена выдающихся железнодорожников, напомните об интересных фактах… Ждём ваших писем по адресу: zikova18@yandex.ru или Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 11, кабинет 130.
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28