17 июля 2018 12:37
фото: Евгений Невольниченко

Передаёт всё, что знает

Инструктор по обучению получает удовольствие от работы, потому что может делиться многолетним опытом с осмотрщиками вагонов

Виктор Белов видит в вагоне всё, что скрыто от глаз обычного человека, а в отдельных, особо трудных, случаях – даже от коллег-профессионалов. Такую наблюдательность инструктор по обучению пункта технического обслуживания (ПТО) Войновка натренировал за 40 лет работы на дороге.
– В вагоне нужно видеть главное, – подтверждает Виктор Белов. – Например, трещины в колёсных парах, которые опасны их изломом. В этом году на сети дорог такое было дважды. Человек посторонний не подозревает, что крепкое на вид железо может ломаться. Но осмотрщик-то должен обнаружить дефект.
Виктор Михайлович начинал приглядывать за поездами ещё ребёнком. Его отец работал начальником станции Богандинская. Дом стоял в полусотне метров от путей. Трудно не заметить состав, который проносится под окном. Тогда, кстати, юноша гораздо больше увлекался локомотивами. После школы он отправился в Тюмень и там выучился на помощника машиниста тепловоза.
– А в 1978 году, когда я вернулся из армии, на железных дорогах стали появляться посты безопасности, – вспоминает собеседник момент перехода в вагонное хозяйство. – Внедрялись приборы обнаружения нагретых букс, они же – ПОНАБы. И вот это техническое новшество очень меня заинтересовало.
Теперь не понять, кого волей случая лишился локомотивный комплекс, но вагонники явно приобрели ценного коллегу. В 1985-м в Москве проходил всесоюзный семинар по выявлению неисправных подшипников скольжения с помощью метода Батина. Каждая из 32-х дорог направляла одного участника. Свердловская магистраль, признавая заслуги Виктора Белова, отправила его.
– Сейчас метод Батина не актуален – оборудование вагона изменилось. А в то время возможность посетить эти курсы была серьёзным достижением. После семинара дали документ, который удостоверял: я могу обучать методу Батина. Тогда же почувствовал, что мне нравится делиться своими знаниями.
Любимым делом Виктор Михайлович занимается по сей день. Учебный полигон ПТО он оборудовал со всей душой. В конце октября здесь проходил дорожный конкурс профмастерства осмотрщиков. Организаторы и участники в разговорах между собой высоко отзывались об увиденном и об инструкторе по обучению. На конкурсе он взял на себя функции одного из экзаменаторов.
– Полигон этот оснащал не только я, – отдаёт должное коллегам Белов. – Тут есть участок для изучения конструкции колёсных пар и буксового узла. На другой площадке размещены колёсные пары с дефектами. Своими руками сделал вагон с тормозной установкой для регулирования рычажной передачи.
Инструктор по обучению пункта технического обслуживания отмечает, что доволен рабочим днём, за время которого он передал знания хотя бы одному осмотрщику. А их в эксплуатационном вагонном депо Войновка – 300 человек. За вычетом праздников и выходных получится, что каждый трудодень Виктору Белову – в удовольствие, и это самое чувство вдохновляет его на продолжение работы.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30