18 ноября 2018 01:16
фото: Никита Песоцкий

Новые горизонты

Нашим читателям удобней получать информацию электронным способом

В условиях реформирования железнодорожного транспорта Дорожная научно-техническая библиотека (ДНТБ) Свердловской магистрали, а также технические библиотеки на линии не теряют своей востребованности и значимости. В канун Общероссийского дня библиотек о новых эффективных формах работы с читателями мы побеседовали с Лидией Акинфовной.
Лидия Мацулевич, начальник отдела библиотечного и справочно-библиографического обслуживания ДЦНТИБ:
– На сегодня в библиотечную сеть СвЖД входит 24 библиотеки. Совокупный справочно-информационный фонд официальных, научных, научно-популярных, нормативных, учебных и производственно-практических изданий составляет более одного миллиона экземпляров. В границах дороги мы обслуживаем свыше 67 тысяч работников структурных подразделений на полигоне дороги.  Задачи библиотек – своевременно предоставлять руководителям и специалистам необходимые документы и информационные материалы в помощь производству, обеспечивать качественное библиотечно- информационное обслуживание, привлекать новых читателей и пользователей... И всё это – в тесном контакте с руководителями высшего и среднего звена, техинформаторами предприятий, инженерами по подготовке кадров.

– Лидия Акинфовна, как за последние годы изменилась работа библиотек?
– Технические библиотеки по-прежнему востребованы, просто формы работы с читателями в последнее время несколько изменились. Если сейчас читатели «ногами» приходят в библиотеку реже, это не значит, что они не пользуются её услугами. При современной загруженности руководителей и специалистов им гораздо удобнее получать материалы по электронной почте.

– Как много читателей получают информацию из библиотек с помощью электронной почты?
– Свыше девяти тысяч человек. В 2013 году электронным способом было отправлено почти 627 тысяч нормативных документов и копий статей, при общесетевом показателе – 342 тысячи. Электронная доставка – уже традиционная для нас форма обслуживания специалистов. Она позволяет значительно сократить временные рамки получения нужных материалов и даёт возможность оказывать услуги удалённым пользователям, что очень важно, учитывая протяжённость регионов обслуживания дороги. Применение электронных методов работы позволяет нам выполнять библиотечную и информационную работу более качественно, привлекать новых пользователей, а также экономить трудовые и финансовые затраты на обработку, хранение и предоставление информации.

– То есть новые технологии открывают перед библиотеками новые горизонты?
– Да, это так. Сегодня все технические библиотеки имеют доступ к автоматизированной системе правовой информации на железнодорожном транспорте (АСПИЖТ), на них возложена обязанность предоставлять пользователям по запросу необходимые документы.
С 1999 года ДНТБ является распорядителем справочной поисковой системы ТехЭксперт (Кодекс), которая включает информационные ресурсы: Охрана труда, Пожарная безопасность, Помощник кадровика, Стройтехнолог, Стройэксперт, Экология, Эксплуатация зданий, Электроэнергетика. С 2000 года все библиотеки дороги имеют доступ к справочной правовой программе «Консультант Плюс», содержащей законодательство регионов и РФ.
В последнее время мы всё больше используем возможности этих автоматизированных баз и банков данных, библиотечных сайтов, электронных коллекций, on-line–журналов и газет, корпоративных информационных порталов. Мы регулярно готовим электронные информационные папки, в которые включаем содержание журналов, указатели новых поступлений книг и статей, документов, презентации и отдельные страницы сайтов. На сегодняшний день подготовлено уже более тысячи информационных папок, а также 298 полнотекстовых тематических подборок.

– Расскажите, какие ещё формы работы вы используете?
– Большую популярность среди читателей получили книжные выставки в форме видеопрезентаций. Они пересылаются по электронной почте, размещаются на сайте ДНТБ, демонстрируются при проведении выставок,  конференций, технико-технологических советов, школ передового опыта. Этот современный способ предоставления информации применяется во всех технических библиотеках. Только в прошлом году библиотеками дороги было подготовлено 612 книжных выставок.
Работники ДНТБ занимаются подготовкой видеопрезентаций по новым книгам и историческим датам. Мы готовим презентации по ресурсосбережению, инновационным технологиям, бережливому производству, охране труда...
Обзоры литературы также создаются в электронном виде, размещаются на сайте ДНТБ и высылаются по электронной почте. За прошлый год подготовлено 748 обзоров по новым книгам, журналам и актуальным производственным темам – для принятия руководителями правильных управленческих решений. По каждому выпуску отраслевых журналов оформляются презентация и обзор. Содержание журнала рассылается специалистам, и в дальнейшем по электронной почте предоставляются копии статей.
Важнейшим методом информационного обеспечения специалистов по передовым технологиям являются Дни информации, они проводятся совместно с кабинетами технической информации на базе технических библиотек. ДНТБ принимает участие в организации информационной поддержки мероприятий дорожного и сетевого уровней: технико-технологических советов, школ передового опыта, Днях качества, слётах молодежи, Ринге идей…

– Не секрет: именно библиотеки оказывают большую помощь в подготовке квалифицированных кадров, сотрудничают с учебно-производственными центрами, кабинетами по технической учёбе. Расскажите об этом направлении работы.
– Информационная поддержка организации технической учёбы – один из важных аспектов работы технических библиотек. За каждой библиотекой закреплены техкабинеты предприятий. В них библиотекари организуют справочные библиотеки и постоянно действующие книжные выставки. Также они готовят по темам занятий информационные подборки, обзоры литературы. Всё это даёт возможность непрерывного и качественного повышения профессиональных знаний работников структурных подразделений СвЖД.
У сотрудников технических библиотек много задач, планов и энергии для их воплощения. Достаточно и профессионализма, компетентности, способности воспринимать всё новое – чтобы сделать библиотеки ещё более привлекательными, современными и необходимыми работникам  железнодорожного транспорта.
Беседовала Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31