10 декабря 2018 20:34
фото: из архива ДЦНТИБ

Трудовой подвиг Казанцева

В военные годы железнодорожники своим героизмом приближали победу

70 лет назад, в ноябре 1943 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени 127 работникам стальной магистрали было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это было самое массовое награждение работников стальных магистралей за весь период Великой Отечественной войны. Среди них был новатор Свердловской железной дороги, стахановец военного времени, путевой обходчик Максим Казанцев.
Первую половину своей трудовой жизни Максим Афанасьевич провёл в родном селе Логиново Свердловской области, работая в сельском хозяйстве. В коллектив железнодорожников влился в 1939 году, когда ему исполнилось 38 лет. Поступив на предприятие ремонтным рабочим, Казанцев быстро освоил все тонкости путейского дела, после чего ему доверили обслуживать один из околотков пути близ станции Колюткино. Трудился и в стужу и в жару, не считаясь со временем, содержал в исправном состоянии железнодорожное полотно, зорко следил за крепежными элементами пути и проводимыми ремонтными работами на вверенном ему линейном участке.

Наступили тяжёлые военные годы, нарастал поток перевозимых грузов через Свердловскую железную дорогу: на восток шли поезда с эвакуированными предприятиями и людьми, на запад – воинские эшелоны. При таком интенсивном движении требовалось содержать километры железной дороги с хорошей балльной оценкой. Но осуществить это в условиях, когда на фронт ушли квалифицированные кадры, а их место заняли женщины и подростки, было крайне сложно. Да и машинно-путевые станции, которые производили ремонт, были сосредоточены в основном в прифронтовой полосе, где необходимо было восстанавливать стальную магистраль на освобождённых от врага территориях.

За решение проблемы низкого качества содержания пути на Свердловском отделении железной дороги взялся Максим Афанасьевич. Он предложил руководству дистанции производить ремонт силами путеобходчиков в свободное от работы время. Его инициативу, направленную на улучшение текущего содержания пути, поддержали. Первая казанцевская бригада, состоящая в основном из женщин-путеобходчиц, в мае 1943 года приступила к ремонту железнодорожного полотна.

«Вчетвером решили своими силами, в свободное от работы время, провести текущий ремонт километров, доведя их оценку со 111 баллов до 0. Дав слово, подкрепляем его боевыми делами. Ежедневно по окончании дежурства мы в течение трёх часов ремонтируем путь»,– так рассказывал о своём труде на страницах «Путёвки» Максим Афанасьевич.

В первый день бригада Казанцева перешила и провела зачистку заусенцев 65 концов шпал, исправила толчки на 70 шпалах и заправили бровку на протяжении 100 погонных метров. Не всё, конечно, получалось с первого раза: не хватало необходимых материалов и инструмента, да и практических навыков в технологии ремонта железнодорожного полотна было недостаточно. Например, путеобходчик Анастасия Девятых не умела расшивать путь, Мария Бабанова и Лидия Сысоева никогда не держали в руках дексель, не знали, как им зачищать заусенцы шпал. Пришлось на месте проводить обучение бригады силами руководящего состава дистанции. И это дало положительный результат: за 16 дней бригада полностью выполнила на одном километре перечень работ, рассчитанных на 24 дня, и улучшила оценку этого километра с 71 до 7 баллов.

Сообщение об инициативе Казанцева было опубликовано в газете «Путевка» и быстро распространилось по стальной магистрали. С каждым днем на дороге среди путевых обходчиков ширилось казанцевское движение, которое впоследствии перешло на всю сеть железных дорог страны. Только в 1943 году на Свердловской магистрали было организовано 206 бригад, силами которых был произведён планово-предупредительный ремонт 220 километров пути. Патриотический почин Казанцева был высоко оценён: начальник дороги Леонид Сущенко объявил Максиму Афанасьевичу благодарность, а нарком путей сообщения Лазарь Каганович наградил его значком «Почётному железнодорожнику».

5 ноября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда Казанцеву Максиму Афанасьевичу с  вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», а 21 ноября 1943 года он был награждён вторым значком «Почётному железнодорожнику» за трудовой героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны.

Газета «Гудок» опубликовала 10 ноября 1943 года письмо Максима Казанцева под названием «Безграничная радость», в котором он писал: «С величайшей радостью узнал о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР мне присвоено звание Героя Социалистического Труда. Правительство высоко оценило мой скромный труд... Благодарю за заботу о нас, железнодорожниках, за высокую награду. Все свои силы, весь накопленный опыт отдам делу Победы над немецкими захватчиками. Сделаю всё, чтобы километры наших околотков были всегда в отличном состоянии, чтобы поезда по ним шли с высокими скоростями, без малейших задержек».  

В 1945 году руководство дистанции назначило Максима Казанцева на должность старшего путевого обходчика. Он популяризировал своё движение на всей Свердловской железной дороге, за что был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Тяжёлые условия труда в годы Великой Отечественной войны отразились на здоровье Максима Афанасьевича: его сердце перестало биться в июле 1948 года. В память о Герое Социалистического Труда была установлена мемориальная доска на административном здании Свердловск-пассажирской дистанции пути.
Дмитрий Сидоров, заместитель начальника Сургутского регионального центра связи
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31