Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив редакции

Эффект и эффективность

Во втором квартале на железной дороге реализовано 190 проектов бережливого производства

Андрей Черевко, главный инженер железной дороги
– Андрей Иванович, в июле на Западно-Сибирской железной дороге прошла школа передового опыта «Бережливое производство в ОАО «РЖД», участники которой высоко оценили деятельность магистрали в этом направлении. Сохранены ли лидерские позиции по итогам первого полугодия нынешнего года?

– Было бы нескромно говорить о себе в превосход-ных тонах. Да, мы решаем сложные технологические задачи, внедряем много новых решений, часть которых затем тиражируются на сеть железных дорог. В программу «Бережливое производство в ОАО «РЖД» вовлечены все дирекции, центры и службы магистрали, так или иначе связанные с производственным процессом. Важную роль играет мотивация работников, которая на нашей дороге не ограничивается лишь общесетевыми нормами. Всё это позволяет нам выполнять все намеченные планы по вопросам бережливого производства и быть в числе лидеров на сети по этому направлению.

На 2018 год план по экономическому эффекту от реализованных проектов улучшений на дороге превышает 122 млн руб. За 6 месяцев он выполнен, с учётом 4-го квартала 2017 года, на 64%, экономический эффект составил 77,7 млн руб.

Мы взяли на себя обязательство по реализации проектов бережливого производства в размере не менее 50% за первое полугодие 2018 года и реализации всех проектов по итогам третьего квартала с выполнением установленного плана по экономическому эффекту для каждой дирекции. Большинство подразделений с этой задачей справляются. На дороге даже есть дирекции и центры, которые за шесть месяцев выполнили годовой план по экономическому эффекту. Это, например, региональные дирекция по энергообеспечению, дирекция капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения, дорожный топливно-энергетический центр, дирекция аварийно-восстановительных средств, Западно-Сибирский центр метрологии. К сожалению, есть и подразделения, где работа по программе бережливого производства оставляет желать лучшего. Так, в административно-хозяйственном центре и Западно-Сибирском центре профессиональных квалификаций в этом году вообще не внедрили ни одного проекта улучшений.

– Как показывает практика, наиболее плодотворны для технического и технологического творчества второй и третий кварталы. Сколько проектов улучшений реализованы на магистрали во второй четверти года и с каким экономическим эффектом?

– Проектным офисом железной дороги за второй квартал утверждены 190 проектов бережливого производства с оценённым годовым экономическим эффектом в размере 56,5 млн руб. При этом реализовано 10 мультифункциональных проектов.

– Какие из дирекций вы можете отметить?

– Традиционно эффективно работают Западно-Сибирская дирекция управления движением, внедрившая за квартал 10 проектов улучшений с экономическим эффектом более 1,6 млн руб., и служба пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, у которой показатели, соответственно, 40 проектов и почти 15 млн руб. экономического эффекта. В числе лидеров – Уральская дирекция по эксплуатации путевых машин (15 проектов с экономическим эффектом 4,65 млн руб.), региональные дирекция тяги (12 проектов с экономическим эффектом 14,7 млн руб.), по ремонту пути (10 проектов с экономическим эффектом 3,9 млн руб.), службы вагонного хозяйства, автоматики и телемеханики региональной дирекции инфраструктуры, внедрившие за квартал, соответственно 18 и 16 проектов улучшений.

Среди предприятий по программе бережливого производства неплохо потрудились Новосибирский центр организации работы железнодорожных станций, Калачинская, Алтайская и Анжерская дистанции пути, Карасукская дистанция сигнализации, централизации и блокировки, путевая машинная станция №22, Барнаульская дистанция гражданских сооружений, эксплуатационные вагонные депо Входная и Тайга, эксплуатационные локомотивные депо Барнаул, Карасук, Омск.

– Какие из проектов улучшений, на ваш взгляд, наиболее результативны?

– В эксплуатационном локомотивном депо Омск, например, организовали работу локомотивных бригад и обслуживания поездов на удлинённых плечах. Годовой экономический эффект от реализации этого проекта превышает 3,6 млн руб. Рабочая группа эксплуатационного локомотивного депо Барнаул предложила для обслуживания системы ПОМ применять один тепловоз серии ТЭМ-2, исключив второй локомотив, используемый в качестве генератора. Экономический эффект превысил 4,3 млн руб. Оптимизация технологического процесса реновации скреплений МВСП на производственной базе путевой машинной станции №216 сэкономит свыше 1,1 млн руб. в год.

Достойные проекты предложили и реализовали путейцы. К примеру, в Называевской дистанции пути за счёт оптимизации технологического процесса шлифовки рельс и металлических частей стрелочных переводов рельсошлифовальными станками МС-3 получен годовой экономический эффект в размере почти 1,4 млн руб. Рабочая группа Новокузнецкой дистанции пути разработала «чернение» лавиноопасных склонов золошлаковой смесью с эффектом 1,1 млн руб. Более 1 млн руб. составляет экономический эффект от внедрения проекта бережливого производства, предложенного специалистами Алтайской дистанции пути. Суть его заключается в продлении срока службы крестовин путём наплавки в стационарных условиях с прослойным уплотнением.

– Важно не только предложить идею улучшений, но и правильно, качественно оформить все необходимые документы, «провести» их по всем инстанциям. Кого из таких «проводников» бережливого производства вы могли бы отметить?

– Вы правы, высокое качество оформленных документов и исполнительская дисциплина по подготовке комплекта документов на премирование в проектный офис железной дороги – это очень важная составляющая часть работы по бережливому производству. Этим отличаются инженер службы пути Ирина Полушкина, ведущий инженер Уральской дирекции по эксплуатации путевых машин Денис Шакин, инженер Западно-Сибирской дирекции по энергообеспечению Елена Верхоланцева, инженер Западно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению Николай Губин.

– Андрей Иванович, в начале беседы вы отметили важную роль мотивации работников, участвующих в реализации программы «Бережливое производство в ОАО «РЖД». Будут ли поощрены разработчики указанных вами проектов?

– Безусловно. Проектный офис железной дороги одобрил выделение средств из фонда поощрения Западно-Сибирской железной дороги в размере 8,5 млн руб. для дополнительного премирования оперативных рабочих групп структурных подразделений. Премии получат около 1,1 тыс. железнодорожников.
Беседовал Максим Михайлов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/