21 ноября 2018 09:38
фото: архив владислава матуса

«Я магистраль на ноты положу...»

Песни старшего электромеханика новосибирские артисты исполняют со сцены, по телевидению и по радио

Владислав Матус – это два человека в одном. Днём он ответственный командир производства, старший электромеханик Инской дистанции электроснабжения. Вечером же, сменив железнодорожный инструмент на музыкальный, суровый работяга превращается в романтика, а железнодорожник – в певца, музыканта, поэта и композитора. Как эти две природы уживаются в нём, музыкант-железнодорожник рассказал «Транссибу».
– Владислав Борисович, расскажите, что подвигло вас стать железнодорожником, а что – музыкантом?

– Ответ на оба вопроса один – это, в первую очередь, влияние моего отца Бориса Трофимовича. Более 40 лет своей жизни он отдал Инской дистанции электроснабжения. А в свободное от работы время играл на трубе в народном джаз-оркестре, созданном, кстати, моим дядей Владиславом Трофимовичем. Пели и играли в его составе и мы с братом. Так что я, можно сказать, в двух смыслах пошёл по стопам отца.

– Стало быть, на сцене вы с младых ногтей?

– Да, музыкой занимаюсь с юных лет. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано, однако «своим» инструментом считаю гитару. По мне, это наиболее темпераментный из всех музыкальных инструментов, позволяющий сочетать в себе и ритмы ударных, и мелодии струнных.

Отсчёт своей серьёзной сценической деятельности веду с 2009 года. Участвовал в фестивалях различного уровня, получал много дипломов и наград в авторских номинациях. С 2012 года, к примеру, вхожу в число лауреатов ежегодного фестиваля «И снова шансон», организатором которого выступает правительство Новосибирской области. А такие международные фестивали, как «Свой остров» и «Золотая осень», позволяют мне не только поделиться своим творчеством, но и встретиться с людьми, желающими сделать мир чуточку добрее и лучше.

– У многих за плечами музыкальная школа, но далеко не все проносят страсть к музыке через всю жизнь. Что заставляет вас вновь и вновь брать инструмент и микрофон в руки на протяжении стольких лет?

– Всё просто: не представляю мир без музыки. Песня, как человек, имеет свой характер, судьбу и душу. К каждой из них у нас разное отношение, каждый понимает и принимает всей душой только близкие ему композиции. И я выхожу на сцену с одной лишь надеждой – увидеть и услышать в зале единомышленников, братьев по духу.

– Песни также пишете сами?

– Да, ещё со школы. Песен за эти годы написано много, лирических и весёлых, и 50 из них вошли в недавно вышедший сборник «Песни моей души…».

В прошлом году со своей песней «Неужели живой», посвящённой отдавшим жизнь за родину воинам, я стал лауреатом сразу двух фестивалей патриотической песни. Первый из них провела Западно-Сибирская железная дорога в преддверии Дня защитника Отечества. Второй организован мэрией Новосибирска к Дню Победы.

Некоторые песни на мои стихи и музыку новосибирские артисты исполняют со сцены, по телевидению и по радио. Похвастаюсь ещё. Многие новосибирцы знают и любят телевизионный конкурс эстрадного вокала «Ордынка» – эдакий местный аналог «Фабрики звёзд». Так вот, в этом году его участница Оксана Пинчук дошла до финала конкурса с моей песней «Кони».

– Вы не только выступаете сольно, но и руководите ансамблем…

– Коллектив «Вариант» создан в 2012 году, объединив под своим крылом творческих единомышленников. Поэтесса Мария Бершадская, автор-исполнитель Нина Орлова, скрипач симфонического оркестра Новосибирской филармонии Сергей Ревединский, академический вокалист, бас-баритон Алексей Лесовой и другие участники коллектива – всего более 15 человек – хорошо известны в творческих кругах города. Собираемся по выходным дням обменяться мыслями, рассказать об интересных событиях, поделиться новыми песнями и, конечно, помузицировать.

– Вы уже говорили, что выступали на дорожном фестивале. На каких ещё мероприятиях железнодорожники могли познакомиться с вашим творчеством?

– Из последнего мне больше всего запомнились выступления на предприятиях Инского узла в рамках Декады уважения старшего поколения. Яркие улыбки танцующих под наши песни работников и ветеранов радовали нас на праздничных вечерах пяти различных предприятий, в том числе и моей родной дистанции электроснабжения. После той встречи мне позвонил бывший главный инженер, а ныне ветеран нашего предприятия Николай Николаевич Щередин и просто поблагодарил меня и коллектив за тот концерт. Было очень приятно…

К слову, в Инской дистанции электроснабжения фамилия Матус всегда ассоциировалась с музыкой. Моего отца, а потом и меня профком регулярно приглашал на День Победы, День железнодорожника, День энергетика и другие торжественные события для музыкального оформления праздников.

– Работа железнодорожником и профессиональное занятие музыкой. В чём эти две ваших ипостаси конфликтуют, а в чём – взаимодополняют друг друга?

– Вы правы, музыка и железная дорога – на первый взгляд, совершенно разные сущности. Чёткие правила и сухие цифры технической документации далеки от лирики музыкальных произведений. Но многое их и объединяет. И там, и там нужна грамота и грамотность, нотная и профессиональная, и там, и там – гармония и взаимодействие различных «партий». А в сути своей это люди, соединённые общей целью, одной задачей. К каждому человеку в коллективе – не важно, творческом или производственном – нужен свой подход, у каждого свои проблемы, но от каждого требуется максимальная отдача и чёткое понимание цели. Об этом как раз и поётся в моей песне «120 лет», посвящённой нашей магистрали:

«…Тут люди вахту круглосуточно несут.

Не видно всю её через окно вагона:

Как сила тока отдаётся колесу,

Пройдя насквозь контактный провод перегона.

И на подстанции поставлены реле

Для безотказной, слаженной работы

Всех механизмов – их не перечислить мне,

Так гармоничных, как в аккордах ноты».
Беседовал Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30