17 ноября 2018 02:55
фото: михаил пермин

Серьёзная работа

Труд составителя поездов Алексей Соколов сравнивает с игрой в шахматы: нужно просчитывать свои действия на несколько ходов вперёд

В последних числах октября указом президента России составитель поездов станции Новосибирск-Южный Алексей Соколов награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
На железную дорогу Алексей Николаевич попал в общем-то случайно. Оборонный завод, где он трудился токарем, а потом слесарем-сборщиком, в «перестроечные» годы перешёл на выпуск кастрюль и другой конверсионной продукции. Высокопрофессиональные рабочие оказались не нужны, и в начале 1990-х годов Соколов вынужден был оставить профессию.

Его тесть и тёща в те годы трудились на станции Новосибирск-Южный: он – аккумуляторщиком, она – сигналистом. Они-то и посоветовали зятю попробовать свои силы на железной дороге. Тем более на станции была вакансия составителя поездов.

Результаты «пробы» Соколову очень понравились:

– Привлекли, прежде всего, смена обстановки и график. А ещё ответственность, атмосфера сплочённости, присущая железнодорожникам. Да и работа показалась более спокойной и размеренной, чем на заводе.

Впрочем, о спокойных трудовых буднях Алексей Николаевич слукавил. В начале 1990-х годов вагонооборот на станции доходил до 200 вагонов в смену. Так что расслабиться удавалось только после рабочего дня.

Начинал Соколов свой профессиональный путь на железной дороге с помощника составителя поездов, а наставником у него был Виктор Маримонов.

– Он всё чётко разложил по полочкам – доступно объяснил мои обязанности и на личном примере продемонстрировал алгоритм работы. Год меня учил, а потом я вышел в самостоятельное «плавание», – рассказывает железнодорожник.

Сегодня, по прошествии 25 лет, составитель не изменил своего мнения о профессии, разве что говорит о ней с ещё большей влюблённостью:

– Здесь во многом, как в шахматах, – нужно просчитывать каждый свой ход. Точнее, каждый свой шаг.

Поэтому перед началом смены он составляет приблизительный план работы с определённой последовательностью действий.

Нравится Соколову и работа на свежем воздухе.

– Хотя, чего греха таить, порой губы бывает тяжело разлепить от мороза, чтобы передать какую-то информацию по рации, – улыбается он.

Алексей Соколов отмечает, что холдинг и железная дорога уделяют весьма значительное внимание охране труда:

– Поменялись технологии, которые, с одной стороны, несколько усложнили работу составителя, а с другой – сделали её более безопасной. Часто, например, говорим по рации, подтверждая какие-то действия, общаясь преимущественно с машинистом маневрового тепловоза и с дежурным по станции.

По словам железнодорожника, очень многое в результатах труда составителя зависит от машиниста, в связке с которым он работает:

– У меня очень хорошие воспоминания о Владимире Очневе. Мы понимали друг друга с полуслова, на каком-то чисто интуитивном уровне. Взять, к примеру, такой элемент, как регулирование скорости локомотива при маневровых работах. Это обязанность составителя, а от машиниста зависит, насколько точно он будет следовать указаниям напарника. У Владимира Александровича это получалось блестяще.

О критериях труда составителя Соколов говорит по-железнодорожному деловито и кратко:

– Главное – выполнить сменное задание точно в срок и с надлежащим качеством. Помогут этому планирование, внимательность, аккуратность и такое специфическое качество, как расторопность без спешки. То есть отсутствие суетливости, которая, в принципе, недопустима на путях. Это – серьёзная работа, от которой зависит, в том числе, и производительность станции, а потому относиться к ней нужно именно серьёзно.

– Трудиться с Алексеем Николаевичем – одно удовольствие. Он исполнительный, работящий, неконфликтный, что, кстати, очень важно для поддержания хорошего психологического климата на станции. Умудрён жизненным опытом, крупицами которого не забывает делиться с молодёжью, – характеризует коллегу дежурный по станции Евгений Мурашко.
Алексей Григорьев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30