12 ноября 2018 20:56
фото: архив редакции

Век молодёжи

В первых рядах самого массового движения нашей страны в советские годы стояли железнодорожники

Век назад, 29 октября 1918 года, был проведён съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи. На нём принято решение о создании Российского коммунистического Союза молодёжи – будущего Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ). Однако мало кто знает, что на Алтае первые молодёжные организации были созданы железнодорожниками.
Известно, что в Барнауле в 1918 году был создан и активно работал Союз учащейся молодёжи, акцентированный на культурный досуг студентов и учащихся. А 20 июля 1918 года, с разрешения военной администрации, алтайскими железнодорожниками был организован Социалистический союз рабочей молодёжи.

Любопытно, что именно в этот период, в год фактического разгрома партийного руководства города, в том числе и парт-ячейки Барнаульского паровозного депо, была создана первая на Алтае молодёжная организация политической направленности. Вот как об этом рассказывал один из бывших вожаков молодёжи Пётр Коршунов:

«В 1918 году я работал слесарем в паровозном депо. В городе были белые и чехи. Помню, 20 июня в депо поступил работать токарем Саша Мельников. Он нам рассказал, что на Урале, откуда он приехал к нам, был организован Союз рабочей молодёжи, в котором он и состоял. Он предложил и нам организовать такой союз. Молодых парней и девчат в депо было много, и мы заинтересовались его предложением.

Собрались мы первый раз в конце июля 1918 года в сарае, где хранился лёд. Место удобное, много соломы и можно было укрыться от случайных посетителей. Помню, в первый раз нас было немного: Мельников, Медведев, Кондратенко, Михайлов, я и ещё кто-то. Мельников рассказал, что программа союза была такой: защита экономических и правовых интересов молодёжи, поднятие культурного и политического уровня молодых рабочих.

Нам это понравилось, и мы начали вовлекать в союз других парней и девчат. С помощью секретаря губсовпрофа Александра Ершова мы написали заявление коменданту города с просьбой разрешить нам организовать Социалистический союз молодёжи и разрешить проводить собрания. Комендант долго расспрашивал нас о целях и задачах союза и, взяв с нас расписку о том, что союз не будет заниматься политикой, разрешение выдал.

Мы дали объявление в газете «Жизнь Алтая», договорились о помещении. На собрание пришло человек 60, но записались в союз только 40. Было выбрано правление союза, организованы кружки – хоровой, музыкальный, литературный, драматический и политический.

К нам часто приходил дядя Миша – Михаил Борисов, бывший политический ссыльный. Он имел связь с подпольной организацией большевиков и вёл с нами политические беседы. Позже к нам пришли представители Союза учащихся с предложением объединиться. Но мы отказались, потому что у них были другие цели. Они назвали нас большевиками и покинули наше собрание.

Вскоре власти насторожились. Видимо, кто-то услышал, что мы поём запрещённые песни: «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжёлой неволей» и другие. Начались аресты. Потом деятельность союза запретили, и мы перешли на нелегальную работу».

Когда известие о создании РКСМ дошло до сибиряков, на ряде железнодорожных предприятий, таких, как паровозное депо Рубцовск, станция Барнаул и дистанция пути Бийск, также организовали ячейки РКСМ. А 5 мая 1919 года в Барнауле на конспиративной квартире состоялся первый губернский съезд РКСМ, на который прибыли 30 делегатов.

В декабре 1919 года, после освобождения города от белогвардейцев, в Барнауле была организована секция пролетарской молодёжи, которая позже влилась в состав Барнаульского комитета РКСМ.

Комсомольцы активно участвовали во всех мероприятиях по восстановлению города и железнодорожного узла после разрухи гражданской войны. Так, в 1920 году были организованы субботники по очистке Сиреневого сада, по ремонту паровозов и вагонов в Барнауле и Рубцовске. Проведена Неделя раненого и больного красноармейца, в ходе которой молодёжь собирала продукты для госпиталя, организовывала концерты художественной самодеятельности.

Спорт стал настолько популярным, что молодые ребята и девчата после работы спешили на стадионы. Проводились спартакиады по лёгкой атлетике и футбольные матчи.

В январе 1921 года молодые железнодорожники приняли лозунг: «Десять сытых должны прокормить одного голодного». Первыми отчислили средства голодающим работники паровозного депо и станции Барнаул. Из своего хлебного пайка от 5 до 10 фунтов муки были отданы ими для голодающих. Железнодорожники Барнаульского узла отправили 5 тыс. вагонов, в которых было 140 тыс. тонн хлеба.

Комсомольцы Рубцовского узла приняли активное участие в строительстве клуба «Красный Октябрь», кинотеатра «Красный факел», школы №7, заложили парк.

Комсомольско-молодёжная бригада паровоза ЭР №738-65, возглавляемая молодым машинистом Александром Целовальниковым, добилась пробега локомотива между обточками колёсных пар до 62,2 тыс. км при норме 35 тыс. км. Четыре промывки котла они провели своими силами. А когда паровоз встал на подъёмочный ремонт, его состояние было таким, что он вышел из депо через 21 час при норме простоя на ремонте 4,5 суток.

Так начиналась история комсомольско-молодёжного движения на железной дороге Алтая.

В годы Великой Отечественной войны многие комсомольцы ушли на фронт добровольцами. Комсомолец Владимир Рублевский, бывший кочегар паровоза из депо Рубцовск, повторил подвиг Александра Матросова и был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно, комсомолец Николай Коваленко стал полным кавалером ордена Славы.

В тяжёлые годы войны на смену ушедшим на фронт мужчинам пришли молодые девчата и парни. Так, в свои 14 лет встал за станок Валентин Докукин, ремонтировал паровозы Варис Рахимов. Прошли обучение и успешно работали кочегарами и помощниками машиниста паровоза более 20 девушек-комсомолок. Валя Калугина, Варя Козлова, Маша Усачёва уверенно встали за правое крыло паровоза. Была даже создана комсомольско-молодёжная колонна имени 8 Марта, которую возглавила старший машинист Агафья Порватова.

Комсомольцы всегда задавали высокий темп и в работе, и на отдыхе. В послевоенный период создавались комсомольско-молодёжные бригады и среди поездных бригад, и среди ремонтников. Это позволяло не только выполнять производственные задачи, но и осваивать новую технику. Так, с приходом в депо Рубцовск теплово-зов серии ТЭ3 началась настоящая техническая революция. Молодые паровозники легче осваивали сложную технику и в ремонте, и в движении. Секретарь комитета комсомола Борис Иванов вспоминает, что на первых порах машинисты возили в кабине... метлу. Когда в электрической схеме происходил сбой, этой метлой «шуровали» по всем реле и блокировкам.

Период перехода на тепловозную, а затем и на электровозную тягу приносил с собой не только новые технологии, но и высокую производственную культуру. Создавались комсомольско-молодёжные колонны среди локомотивных и ремонтных бригад. Так, колонна машиниста-инструктора Николая Биркина неоднократно признавалась лучшей на Западно-Сибирской железной дороге, завоёвывала призы и переходящие знамёна, а сам Николай был награждён почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

Делегатами съездов ВЛКСМ были избраны помощник машиниста электровоза депо Алтайская Тамара Зоткина, машинист депо Рубцовск Георгий Драгунов, врач-ординатор отделенческой клинической больницы на станции Барнаул Нина Нонко. А молодой машинист-комсомолец Владимир Арбатский был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.

За 100 лет молодёжные организации железнодорожников сильно изменились, ушел политический окрас, но осталось самое важное – идея помощи своему предприятию, своим товарищам или ветеранам. Отрадно, что и сегодня они продолжают своё развитие. Создано волонтёрское движение, региональные Советы молодёжи, на отдельных предприятиях есть собственные молодёжные ячейки.

Молодежь всегда была открыта новым идеям. Очень важно, чтобы руководители железнодорожных предприятий, зная уроки истории, поддерживали молодых ребят, их начинания и стремления.
Геннадий Корягин, Виталий Кляйн
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31