12 ноября 2018 23:24
фото: алексей григорьев

«Приятно за своих учеников»

Слесарь участка Инская подготовил не одно поколение специалистов по ремонту приборов безопасности

Слесарь-электрик производственного участка Инская Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Иван Шемелев стал героем публикации в газете «Гудок» ещё в 1982 году.
– В том очерке я выступал в качестве примера молодого рабочего, начавшего трудиться на производстве и вернувшегося на него после армии, – улыбается Иван Максимович. – Иначе говоря, был героем, не предавшим рабочие идеалы.

Впрочем, за 35 лет, минувших с тех пор, Шемелев так и остался таким героем. Только теперь он ещё и опытный наставник.

– У меня не одно поколение учеников, – с гордостью говорит слесарь-электрик. – Из молодёжи могу назвать Сергея Лунёва, Евгения Чащина, Владимира Лондаря, Вячеслава Ермохина. Они работают самостоятельно, и мне приятно, что и я приложил руку к их выучке и повышению квалификации.

В принципе, рассуждает Шемелев, работа с учениками строится по уже отшлифованному годами алгоритму: в первый, ознакомительный, день наставник показывает впервые пришедшим на производство фронт работ, после чего идёт изучение технологических карт, нормативных документов, каких-то практических моментов.

– Заходим в локомотив и сразу определяем, какие приборы безопасности там находятся, – делится опытом наставник. – Объясняю ученикам, как они работают.

Иван Максимович занимается проведением ТО-2 электровозам и тепловозам, проверкой всех приборов безопасности, которые на них установлены. А их разновидностей немало. Шемелев специализируется на АЛСН, КПД-Зв/и, КЛУБ, ТСКБМ, БЛОК.

– АЛСН, автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа, постоянно передаёт информацию о сигналах светофора. Та или иная неисправность этой системы может быть связана именно с потерей этих данных. Шалят, например, индикаторы, хотя они должны гореть строго определёнными огнями, – рассказывает слесарь-электрик.

Шемелев отмечает важнейшую составляющую комплекса приборов безопасности – рукоятку бдительности. Это индикатор того, бодрствует ли машинист и способен ли он управлять локомотивом:

– Выполнена она в виде переключателя, с помощью которого машинист подтверждает свою работоспособность в ответ на звуковые или световые сигналы системы сигнализации. Рукоятка бдительности отменяет экстренное торможение, которое неминуемо произойдёт, если машинист на неё не нажмёт.

Важным дополнением к рукоятке бдительности является телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), появившаяся не так давно. Предназначена она для непрерывного контроля работоспособности машиниста по электрическому сопротивлению кожи запястья руки. Если сопротивление кожно-гальванической реакции снижается, это свидетельствует о том, что снижается работоспособность машиниста, и тогда ТСКБМ привлекает его внимание звуковым сигналом.

– Система выполнена в виде «часов», надеваемых на руку. Основная неисправность носимой части устройства – батарейки, которые могут разрядиться. Увидеть это и устранить – также наша задача, – подчёркивает Шемелев.

Занимается Иван Максимович и таким важным делом, как корректировка локомотивной навигации в карте машиниста:

– Мы, говоря профессиональным сленгом, перешиваем электронную карту. Ведь весь маршрут, по которому идёт поезд, имеет свои параметры движения, ограничения скорости, обозначения всех светофоров, переездов. Естественно, все эти параметры со временем меняются и это может быть связано с множеством причин – от закрытия переезда до плановых работ путейцев. Для того, чтобы эти изменения в карту машиниста внести, раз в месяц мы меняем прошивку.

– Иван Максимович зарекомендовал себя грамотным специалистом, он образцово относится к выполнению должностных обязанностей, – отмечает заместитель начальника Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава по управлению персоналом и социальным вопросам Людмила Овсянникова. – По итогам работы за 2016 год занесён на Доску почёта дирекции как лучший работник производственного участка Инская. А в этом году удостоен Благодарности генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД».

– Я всегда отношусь к работе очень ответственно, – подчёркивает Шемелев, – и того же требую от своих учеников.
Алексей Григорьев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31