14 декабря 2018 06:03
фото: михаил пермин

«Такой дефект увидел впервые»

Благодаря бдительности новосибирского осмотрщика-ремонтника вагонов, пассажиры благополучно доехали до места назначения

В сентябре при обслуживании пассажирского поезда №99 сообщением Владивосток – Москва осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Новосибирск-Главный эксплуатационного вагонного депо Инская Дмитрий Сильман обнаружил трудновыявляемый дефект рамы тележки. Неисправность могла привести к самым печальным последствиям.
Вот она, трещина!

– Владивостокский поезд прибыл на четвёртый путь, и его обслуживание проходило по традиционному алгоритму – после ограждения технологическая группа, в состав которой входил и я, начала осматривать вагоны, – вспоминает события того дня Дмитрий Михайлович.

При осмотре четвёртого с «головы» состава вагона на раме тележки в месте крепления кронштейна поводка Дергачева он увидел металлическую стружку.

– Вытер её, молотком обстучал раму, смотрю, а стружка опять собирается в том же месте, – рассказывает осмотрщик-ремонтник. – Явно намагничивается. Достал щётку, почистил фрагмент, взял лупу. Вот она, трещина! На боковой балке рамы тележки.

Дальше Сильман действовал строго по инструкции, как и полагается в таких случаях, – по радио-связи вызвал старшего осмотрщика. Вместе ещё раз осмотрели трещину и приняли решение об отцепке вагона.

– Пассажиров пересадили в другой вагон, а дефект на отцепленном вагоне изучали специалисты. Сваркой нагрели краску, чтобы её легко было убрать, и трещину хорошо стало видно, – поясняет Дмитрий Михайлович. – Выяснилось, что дефект очень серьёзный, находится в районе буксового узла и чреват самыми тяжёлыми последствиями, вплоть до схода вагонов с рельсов. Предыдущее место осмотра поезда – станция Красноярск. Трудно сказать, была ли уже трещина там или образовалась во время движения до Новосибирска. Экспертиза покажет.

Новосибирский вагонник признаётся «Транссибу», что такой дефект он увидел впервые. Его коллеги рассказывают, что последний раз нечто подобное выявляли на ПТО лет двадцать назад, когда Дмитрий Сильман только заканчивал учёбу в профессионально-техническом училище № 10 (ныне это Новосибирский колледж транспортных технологий имени Николая Лунина). Хотя, конечно, трещины в ходовой части вагона, различные неисправности автосцепки Дмитрий Михайлович обнаруживает регулярно.

– Человек своими грамотными действиями, своей ответственностью и добросовестностью показал высочайший профессионализм, – говорит о Сильмане начальник ПТО Новосибирск-Главный Артём Крылов. – Естественно, сыграл свою роль и большой опыт осмотрщика-ремонтника вагонов. Заметить этот дефект по косвенным признакам очень непросто. А ведь нужно было не просто обратить на эти признаки внимание, но и придать им важное значение, сообразить, что за ними кроется что-то серьёзное. Считаю, что своими правильными действиями, своим неравнодушием и мастерством Дмитрий Сильман сполна заслужил знак «За безопасность движения», к награждению которым представлен руководством депо. Желаю Дмитрию Михайловичу дальнейших успехов в труде, выявлять побольше неисправностей, но чтобы подобные дефекты в конструкции ходовой части вагона ему больше не попадались.

Самая интересная профессия

Осмотрщиком-ремонтником Дмитрий Сильман трудится двадцатый год.

– Начинал в 1999 году, до этого имел за плечами три года обучения в железнодорожном училище и два года службы в армии, – говорит он. –  Изначально, правда, хотел учиться на машиниста локомотива, но в итоге выбор был сделан в пользу вагонника. Заинтриговали меня, в частности, тем, что пообещали очень интересную, хотя и трудную работу. Не обманули, сейчас я считаю, что осмотрщик-ремонтник вагонов – самая интересная профессия на железной дороге.

На магистраль Дмитрий Сильман пошёл по стопам родителей. Мама всю  жизнь проработала бухгалтером, в том числе и в управлении дороги. Отец трудился слесарем в различных железнодорожных подразделениях на станциях Новосибирск-Главный и Новосибирск-Восточный.

Как признаётся Дмитрий Михайлович, ему очень повезло с наставником. Когда он только пришёл на ПТО, его закрепили за легендарным новосибирским осмотрщиком Владимиром Дедуновым, заслуженным работником транспорта России, почётным железнодорожником.

– Учил меня Владимир Иванович до гениальности просто – при осмотре состава пускал вперёд, дескать, смотри, пробуй, а сам шёл сзади, – вспоминает вагонник. – Я, как и большинство молодых людей, был самоуверен, считал, что всё увидел, ничего не пропустил. Только отойдёшь от вагона, а он вызывает меня по рации на отцепку. Удивлялся: какая отцепка, я же прошёл и всё было нормально! Оказывается, центральная вилочная пружина сломана. Но я ведь на неё смотрел. Выходит, смотрел плохо.

Как отмечает собеседник, когда стажировка закончилась, и он взял в руки молоток, чтобы самостоятельно приступить делу, то лишь тогда осознал и чуть ли не физически ощутил груз ответственности, возложенный на его плечи:

– Начинаешь понимать, что если пропустишь какой-то дефект, то это совсем по-другому будет выглядеть, за спиной наставника уже нет. Но нас научили не только смотреть, но и видеть различные дефекты. Спасибо Владимиру Дедунову и тогдашнему начальнику ПТО Валерию Попову.

Кстати, руководитель ПТО разработал очень эффективную методику обучения. Если осмотрщик не обнаружил в вагоне какую-то неисправность, и с ней состав уехал, скажем, в Барабинск, то этого работника на пару месяцев снимали с осмотра и направляли на текущий отцепочный ремонт «крутить гайки» именно по тому профилю, где он оступился. Пропустил осмотрщик дефект в автосцепке, его посылают в цех, который именно её ремонтирует, пропустил неисправность в колёсной паре – идёшь работать в колёсно-роликовый цех. Ставилась своего рода профилактическая прививка, после которой даже если и захочешь, не пропустишь дефект.

– Чтобы «войти» в профессию, осмотрщику вагонов необходимо не менее трёх лет, – считает Дмитрий Сильман. – Пока шишек не набьёшь, пока через себя все неисправности не пропустишь, пока не наработаешь определённый опыт, ты ещё не можешь считаться полноценным специалистом. В этом плане мне очень повезло, что я работал с Владимиром Ивановичем Дедуновым.

Кстати, качества осмотрщика вагонов помогают Дмитрию Михайловичу и в повседневной жизни. Недавно он переехал в новую квартиру и в настоящее время занимается её ремонтом.

– Я своим профессиональным взглядом каждую неровность на стене вижу, каждую вмятинку, даже остукивать не нужно, – смеётся вагонник. – А потому уже знаешь, где надо сильнее стену ровнять.
Алексей Григорьев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31