20 ноября 2018 10:38
фото: алексей григорьев

Работа не должна быть скучной

Инской вагонник стал настоящим специалистом в обнаружении опасных трудновыявляемых дефектов автосцепных устройств

С начала текущего года осмотрщик-ремонтник парка отправления «Добро» эксплуатационного вагонного депо Инская Иван Москаленко выявил 8 изломов клиньев тягового хомута в автосцепных устройствах вагонов и предотвратил две саморасцепки. Последствия этих неисправностей могли быть самыми непредсказуемыми, вплоть до схода и крушения. Бдительность и мастерство инского вагонника позволили предотвратить возможные ЧП.
– Только за два месяца этого года я выявил пять подобных неисправностей, – рассказывает осмотрщик-ремонтник. – В 2017-м тоже пять, правда, за целый год. А сколько дефектов обнаружил за всё время моей работы, а это около десяти лет, уж и не счесть.

Стоит отметить, что подобный опасный дефект довольно сложно обнаружить, и некоторые осмотрщики вагонов за всю свою трудовую жизнь не выявляют столько, сколько Иван Васильевич за год. И это далеко не случайно. Впрочем, историю трудовых свершений нашего героя лучше рассказывать по порядку.

Москаленко родился и вырос в Карасуке, а там всё связано с железной дорогой.

– Мой дед трудился проводником, отец – в ремонтном локомотивном депо, а старший брат – машинистом. Поэтому особого выбора не было – я с детства знал, куда пойду работать, – признаётся вагонник.

Всё дело было в нюансах специализации, но в самом начале жизненного пути об этом задумываешься мало.

– После школы я закончил в Карасуке железнодорожное училище и стал помощником машиниста электровоза, – продолжает рассказ Иван Москаленко. – Однако работа локомотивщика показалась мне скучной. Во многом роль помощника заключается в том, чтобы принять и сдать электровоз, то есть произвести какие-то действия в начале и конце смены. В остальное время со всеми другими задачами прекрасно справляется сам машинист. Я чувствовал, что мне чего-то не хватает, каких-то неординарных задач, которые необходимо решить во что бы то ни стало.

Таким образом, после поездной практики и вручения диплома Москаленко решил учиться дальше:

– Выяснил, что есть такое замечательное учебное заведение, как Новосибирский техникум железнодорожного транспорта, где меня особенно привлекло направление «вагонное хозяйство». Привлекло именно тем, что у вагонника задач, которые необходимо решать, что называется, выше крыши.

После окончания техникума Иван Васильевич получил распределение на станцию Инская, где попал в очень дружный и готовый помочь коллектив.

– Понятно, что у новичка всегда много вопросов. Но на Инской их никогда не оставляли без ответов. Спрашиваешь – начинает отвечать один, подключается другой, заканчивает третий. Вся информация, таким образом, становится тебе доступной. Поэтому было очень легко в плане обучения уже непосредственно на производстве, – отмечает осмотрщик-ремонтник.

Первый серьёзный выявленный дефект – трещину надрессорной балки – Москаленко обнаружил, когда его трудовой стаж не достиг ещё и года.

– Фактически это была не трещина, а самый настоящий излом, продолжение которого могло вылиться в самые печальные последствия, вплоть до катастрофы, – вспоминает вагонник. – Самое интересное было в том, что я не должен был его заметить, поскольку на тот момент был «автоматчиком», то есть проверял тормоза. Боковому осмотру тот поезд не подвергался, поскольку следовал с омской гарантией транзитом на Кузбасс. Меняли лишь локомотив и осматривали тормозную систему.

По словам собеседника, в то время он интенсивно учился, запоминал, как выглядит тот или иной дефект. Если кто-то находил какую-то серьёзную неисправность, сразу звали его, чтобы «впитывал» информацию.

– Когда тебе постоянно что-то рассказывают и что-то показывают, глаза в итоге начинают смотреть во все стороны и подчас не всегда туда, куда нужно. Пытаешься увидеть всё, до чего «дотянешься» взглядом. Вот и увидел, – немного смущаясь, говорит Иван Васильевич.

С этого момента, как признаётся Москаленко, он почувствовал настоящий азарт в этой увлекательной охоте за дефектами:

– Это – как на рыбалке, которая, кстати, мне очень нравится. И вроде уже столько наловил, что не надо тебе её больше, этой рыбы, да ещё в таком огромном количестве. А тем не менее ловишь и ловишь до последнего, пока удочка не сломается. Возникает какая-то искорка, которая заставляет тебя не останавливаться на достигнутом. Если её нет, если работа становится скучной – пиши-пропало. Ничего хуже этого нет!

С опытом приходит многое – начинаешь, например, при остукивании колеса на предмет разрушения различных элементов отличать «правильный» звук от «неправильного».

– Зная того же производителя колеса, уже понимаешь, куда нужно смотреть в первую очередь и что искать, поскольку у каждого изготовителя есть своя «ахиллесова пята» и свои типичные дефекты, – делится секретами мастерства Москаленко. – Начинаешь привыкать к постоянной работе на свежем воздухе, особенно в холодное время года, что поначалу кажется самым трудным. Кстати, холодней всего не в лютые морозы, а в период, когда тепло сменяется первыми холодами – организм к этому ещё не успевает адаптироваться.

На обнаружении изломов клиньев тягового хомута Иван Васильевич специализируется последние пару лет:

– Этот дефект возникает, как правило, из-за повреждения при роспуске на сортировочной горке. Чтобы его увидеть, необходимо залезть под вагон. Под каждый вагон с обеих сторон. Необходимо найти хотя бы один такой дефект, чтобы понять, как вообще эта неисправность внешне выглядит. Находишь ещё несколько, после чего под вагон уже лезть не нужно – просто, проходя мимо, ты уже видишь признаки данной неисправности. В результате, тратишь меньше времени на осмотр, а это один из ключевых моментов при обработке поезда.

По словам Москаленко, получается закономерная цепочка – сначала ты работаешь на опыт, потом он работает на тебя. Чем больше выявляешь дефектов, тем сильнее азарт, который в итоге ещё и вознаграждается.

– Иван Васильевич за успехи в выявлении дефектов в этом году был награждён знаком «За безопасность движения», – говорит заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Инская по кадрам и социальным вопросам Инна Хилько. – Но это лишь «вершина айсберга». Фактически у нас работает целая система по обнаружению дефектов. Есть плеяда талантливых высококвалифицированных осмотрщиков-ремонтников, среди которых можно выделить таких сотрудников, как Булат Темирканов, Евгений Горбунов, Иван Инютин, Дмитрий Потёмкин. Их трудовые свершения ещё ждут своих высоких наград.

Надо отметить, что духом «системы», а проще сказать, здорового коллективизма пропитана вся работа осмотрщика.

– Помогаем друг другу всегда, – подчёркивает Москаленко. – Вроде свою работу сделал, но бежишь помогать товарищу. А как иначе? Взять, скажем, зиму, очень тяжёлое время. Мороз, рычажная передача вся во льду, что, естественно, просто так оставлять нельзя. Но одному с этим справиться попросту невозможно. Все бегут помогать. Взаимопомощь в нашем депо, на нашей магистрали всегда была, есть и будет – без этого никак.
Алексей Григорьев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31