16 ноября 2018 12:16
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: михаил пермин

Инженерное решение

Потратив 10 минут на установку в маневровом тепловозе перемычек, можно сэкономить сотни тысяч рублей

Изменения в работе маневрового тепловоза с машиной ПОМ, предложенные специалистами эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк (ТЧЭ-15), дают экономию топливно-энергетических ресурсов на сотни тысяч рублей.
Изучив принцип работы машины ПОМ №144В, эксплуатируемой в депо Новокузнецк, локомотивщики установили, что в качестве источника питания для привода вентилятора пневмоочистительной машины используется главный генератор тепловоза ТЭМ18д.

– Прошлой зимой мы провели анализ расхода дизельного топлива при работе ПОМа, – рассказывает специалист по охране труда ТЧЭ-15 Юрий Ромашкин, – и установили, что при использовании ТЭМ18д в качестве генераторной установки для питания машины ПОМ дизельного топлива расходуется значительно больше, чем если для аналогичных целей эксплуатировать тепловоз серии ТЭМ2.

Для выяснения причин такого перерасхода на предприятии была создана рабочая группа под руководством заместителя начальника депо по эксплуатации Алексея Сизова. Специалисты выяснили, что местная схема подключения машины ПОМ с маневровыми локомотивами ТЭМ2 и ТЭМ18 аналогична. Однако на последнем установлена унифицированная система тепловозной автоматики (УСТА), которая при идентичной с ТЭМ2 схеме подключения позволяет реализовать лишь половину номинальной мощности главного генератора тепловоза. Поэтому для вывода генератора на необходимую для работы ПОМа мощность нужно было увеличивать частоту вращения коленчатого вала дизеля, на что дополнительно расходовалось дизтопливо.

– Мы приняли решение об изменении электрической схемы питания машины ПОМ за счёт установки перемычек. По этой схеме необходимая мощность генератора достигается на более низких позициях работы тепловоза, увеличивается ток, подаваемый на мотор-вентиляторы машины ПОМ, благодаря чему заметно снижается расход топлива, – говорит Алексей Сизов.

Если до внедрения проекта тепловоз работал на 7-8 позиции при частоте вращения 650-680 оборотов в минуту (максимальная мощность), то после – на 4-5 позиции при 400-450 оборотах в минуту. Расход топлива при этом уменьшился почти на 30%.

Минувший зимний сезон ПОМ в депо Новокузнецк работал уже по новой схеме. Применение разработанной деповцами технологии позволило сэкономить 20,5 тонны дизельного топлива, в денежном эквиваленте это составляет 662,6 тыс. руб. реального экономического эффекта за сезон.

Важно, что на реализацию проекта не требуется материальных, трудовых и временных затрат – установка перемычек занимает всего 10 минут, после чего проект можно считать внедрённым.

Добавим, что проект новокузнецких локомотивщиков занял второе место на дорожном конкурсе «Инженерное решение-2018» и получил высокую оценку председателя комиссии конкурса, начальника железной дороги Александра Грицая. Технология рекомендована для внедрения в других эксплуатационных локомотивных депо дороги, где с машиной ПОМ работают тепловозы серии ТЭМ18. Таковых схем на магистрали 10, то есть при внедрении технологии по всей дороге можно говорить о суммарном экономическом эффекте в 6,6 млн руб.

В настоящее время проект заявлен на сетевой конкурс «Новое звено».
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31