14 ноября 2018 18:08
фото: пресс-служба зсжд

Пройти все ступени

Чтобы принимать правильные управленческие решения, важно понимать, как строится работа на каждом уровне

Десятого июня исполнился месяц, как Западно-Сибирскую магистраль возглавил Александр Грицай. В интервью для программы «Отдельная тема» на телеканале ОТС Александр Валерьевич рассказал о своём трудовом пути, о тех качествах, которые он ценит в людях, роли спорта в своей жизни. Программа получилась очень интересной и необычной, редакция «Транссиба» посчитала важным ознакомить с ней своих читателей.
Стальные магистрали заворожили

– Александр Валерьевич, поделитесь своими первыми воспоминаниями о железной дороге?

– Знаете, железная дорога – это своего рода «кровеносная система» экономики нашей страны, и мне посчастливилось с пяти лет пользоваться её услугами, путешествовать поездом на большие расстояния. В тот год мы поехали с семьёй поездом из моего родного Карасука в Москву. 2,5 суток в поезде: стук колёс, пересечение Уральских гор, города и посёлки, столица… Сложно описать все эмоции, которые я пережил в ту поездку. Затем в школьные годы я с родителями ездил на юг отдыхать – также железной дорогой. 

А если ещё и вспомнить, что я родился в семье дежурного по станции, что с этой отраслью связаны практически все мои родственники, выбора, кем стать, у меня, по сути, не было. Со слов моих родителей, я мечтал работать железнодорожником ещё в таком раннем детстве, что и сам этого не помню. Я носил отцу обеды на пост ЭЦ. Приходя, мог часами заворожённо наблюдать за мерцанием огоньков, необычным шумом, бесконечными телефонными переговорами. Всё это вкупе зародило во мне тягу, а затем и любовь к железным дорогам, которая и привела меня после окончания школы в отраслевой вуз.

– Вы начинали работать в должности помощника составителя поездов…

– После окончания третьего курса Сибирской госакадемии путей сообщения я пришёл на производственную практику. Помощник составителя поездов – это самая первая ступень в иерархии железнодорожников-управленцев. Работа предполагала комплекс обязанностей: укладывать тормозные башмаки, формировать и расформировать составы. В любое время дня и ночи, в любую погоду…

– Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А вы в то время могли себе представить, что станете начальником железной дороги?

– Даже когда я уже стал руководителем – возглавил станцию Карасук, – должность начальника дороги для меня была чем-то невероятным. Эта вершина казалась недостижимой. Конечно, было понимание, что необходимо расти, но самому напрашиваться ни на одну должность не приходилось. Просто работал так, что вышестоящие руководители брали меня на заметку и предлагали более высокие должности. 

Сегодня я понимаю, что мне нужно было пройти весь этот «жизненный цикл», не пропуская ни одну из ступеней. Ведь чтобы принимать правильные управленческие решения, важно понимать, как строится работа на каждом уровне. 

Клиент как приоритет

– А что предпочитаете сегодня – самолёты или поезда?

– Я бы с удовольствием ездил на поездах чаще, если бы у меня была такая возможность. По служебным надобностям приходится бывать в Москве, во Владивостоке и т.д. С радостью провёл бы двое суток в поезде, но не могу себе позволить тратить столько времени на дорогу. На дальние расстояния приходится по большей части летать самолётами. Тем не менее, будучи уже начальником Новосибирского региона магистрали, я как-то раз специально поехал в столицу поездом, чтобы сравнить инфраструктуру Западно-Сибирской дороги с другими, возможно, что-то почерпнуть у коллег. 

– С детства запомнились стаканы с чаем в подстаканниках, которые проводница разносила по купе. А сейчас эти атрибуты сохранились?

– Безусловно, сохранились и в каком-то смысле даже приумножились. Я говорю о фирменных поездах, каждый из которых имеет свои уникальные подстаканники. Кроме того, подстаканники, изготовленные под конкретную дату, стали традиционным подарком, которые железнодорожники не только вручают, но и получают сами. Это один из неотъемлемых символов железной дороги. 

– Каково ваше собственное представление об уровне сервиса железной дороги? Планируете ли что-то менять?

– В последнее время, помимо базовых услуг, в ОАО «РЖД» динамично развивается направление новых сервисов. Если брать пассажирский сегмент перевозок, то это различные программы лояльности, в том числе в пригородном движении, возможность приобретения билетов через Интернет, через билетопечатающие устройства. Мы строим транспортно-пересадочные узлы, к примеру, на станции Сеятель, где увязаны несколько видов транспорта. В дальнем сообщении сегодня билеты можно приобрести за 90 дней до поездки, работает динамическое ценообразование.

Мы подмечаем позитивный опыт наших коллег из других транспортных отраслей: авиации, автомобильного и автобусного движения, метро. Мы уже не относимся друг к другу как к конкурентам, как это было ранее, пришли к пониманию, что пассажиру нужно предоставлять общий транспортный продукт, в котором один вид транспорта дополняет другой. В частности, мы хотели бы дополнить своими услугами Новосибирский метрополитен. На мой взгляд, должен быть единый билет на все виды городского и пригородного транспорта. Клиентоориентированность – один из главных приоритетов «РЖД» в целом и, конечно, Западно-Сибирской железной дороги.

Быть драйвером развития

– Недавно вы были награждены знаком отличия «За заслуги перед Новосибирской областью». Что для вас значит эта награда?

– Когда награда вручается руководителю, за спиной которого многотысячная армия железнодорожников, я воспринимаю её как награду всему коллективу. С 1994 года, за исключением шести лет, я работал в Новосибирской области, в разных её уголках.

Довелось быть и депутатом регионального Законодательного собрания, причём я представлял три самых западных района области, 500 км от Новосибирска. Это была серьёзная общественная нагрузка, но я понимал, что люди, проживающие там, заслуживают внимания и социальной защиты не меньше, а может, и больше, чем жители мегаполиса. В тот период я увидел, насколько важно решать проблемы селян. И даже теперь, когда зимой выпадает много снега, и железнодорожникам приходится выходить на снегоборьбу, я про себя думаю: «Пусть снег идёт, мы-то его уберём, а вот сельским жителям он даст возможность вырастить хороший урожай».

– Каков вклад компании «РЖД» в развитие Новосибирской области?

– 6,7 млрд рублей инвестиций за прошлый год вложил холдинг «РЖД» в предприятия на территории Новосибирской области. Примерно такая же цифра запланирована и на год нынешний. Думаю, многие заметили, как серьёзно обновился локомотивный и вагонный парк.

Несколько лет назад станция Барабинск стала центром празднования Дня железнодорожника. К этому дню в городе был построен новый вокзал, вся инфраструктура станции была приведена в порядок. В прошлом году после реконструкции мы открыли вокзал на станции Черепаново, и к этому дню в этом райцентре также был проведён целый комплекс работ совместно с региональными властями. Ранее реконструировали ряд объектов моего родного Карасукского узла, в том числе градообразующее предприятие – локомотивное депо.

Вообще, очень много объектов введены железнодорожниками при активном содействии областных властей. Мы взаимодействуем с регионом в организации различных мероприятий, в развитии промышленных предприятий. Так, за прошлый год погрузка в Новосибирском регионе магистрали возросла более чем на 38% – это колоссальные темпы. Недавно на Сибирском транспортном форуме мы подписали соглашение с разрезом «Восточный», который через три-четыре года планирует предъявить к перевозке около 10 млн тонн угля, а мы, со своей стороны, будем развивать пропускные способности участка Новосибирск – Черепаново. Ищем и предлагаем варианты ускорения и удешевления перево-
зок зерна.

Совместно с временно исполняющим обязанности губернатора Новосибирской области Андреем Травниковым рассматриваем проект «Городская электричка». Это весьма перспективный проект, и мы планируем придать ему интермодальность. Самое главное, чтобы это было удобно пассажиру.

В общем, свою задачу мы видим в том, чтобы железная дорога была не барьером, а драйвером развития региона.

Учиться отдыхать

– Какие качества вы цените в себе и в целом в людях?

– Наверное, это самые простые качества. Каждый гражданин должен любить свою Родину, в том числе малую. Одно из важнейших качеств руководителя – честность во взаимоотношении с коллективом. Потерять доверие – значит, потерять управляемость. Причём заслужить его крайне сложно, а утратить – очень легко. Люди чувствуют неправду, и я стараюсь быть максимально честным со своим коллективом.

Очень важно уважительное отношение к старшему поколению. В нашей работе мы большое внимание уделяем ветеранам. Эти люди заложили фундамент нашей дороги. И те сложнейшие условия, в которых наши ветераны работали, заставляет преклоняться перед ними.

– Кто вы для своей семьи? Какую роль выполняете дома?

– Папа, которого зачастую нет дома. В семейных делах у нас главенствует мама. Но тягу к спорту, например, пытаюсь своим детям привить я. 

– А как вы сами относитесь к спорту?

– Спорт – это неотъемлемая часть моей жизни. В старших классах школы даже намеревался пойти по спортивной стезе, но железная дорога пересилила. Для меня спорт – это здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, а ещё – возможность быть самим собой. Ведь на футбольном поле нет робости перед руководителем высокого ранга, там все равны. 

– Какую музыку любите?

– Высокопрофессиональную. В основном, из эпохи 1980-1990-х годов, скажем, классический хэви-метал, классическое диско. На мой взгляд, тогда музыка была профессиональней и разнообразней, чем сегодня.

– Как проводите выходные дни?

– Условно выходные у меня, конечно, есть. Но в субботу я обычно на работе. В воскресенье… Не помню воскресенья, в которое бы не работал. В традиционные пять восьмичасовых рабочих дней в неделю железнодорожнику в сегодняшних условиях тяжело успеть решить все задачи, и зачастую приходится работать за рамками этого времени. Но своим подчинённым я стараюсь внушать, даже требовать, чтобы они находили время на отдых. Отдыхать тоже нужно уметь и учиться. Если в ближайшие выходные позволит время и погода, я бы хотел провести их с семьёй на даче.
Подготовил Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30