14 декабря 2018 18:05
фото: владимир павлов

«Свой локомотив надо любить»

Машинист Владимир Казаков уверенно освоил передовые методы управления поездами повышенной массы и длины

Этого серьезного и настойчивого в деле человека в эксплуатационном локомотивном депо Омск знают очень многие. А как можно не знать машиниста электровоза, который вторым на магистрали был удостоен почетной награды – знака «За труд и преданность»?
– У Владимира Николаевича врожденное умение управления локомотивом, – охотно откликается на просьбу «Транссиба» охарактеризовать своего подопечного машинист-инструктор Александр Усольцев. – А состав, который Казаков уверенно выводит в рейс, ему полностью подчинен, и машинист чувствует его уже после первого торможения. С ходу «схватывает» то, что другому надо долго втолковывать, раскладывать по полочкам.

Как показывает практика, работать машинистом может далеко не каждый. Это поистине удел сильных и уверенных в себе людей, к которым, вне всяких сомнений, относится Владимир Казаков. Таких, кто проработал машинистом более трех десятков лет, в любом депо ценят и берегут. Они – хранители особой традиции, которая объединяет людей с железной дорогой, учит выдержке и дисциплине.

Владимир Николаевич в депо Омск трудится с 1985 года, Начинал помощником машиниста электровоза. В 1989 году пересел за правое крыло локомотива, в кресло машиниста.

Со временем поднялся еще на ступеньку выше – освоил передовые методы вождения поездов повышенной массы и длины. А это уже, как говорится, совсем другой полет. В рамках тяжеловесного движения кроется значительный потенциал повышения производительности локомотива, снижения удельного расхода электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов. Активно применяются прогрессивные технологии, такие, как автоведение, организация движения грузовых поездов по энергосберегающим «ниткам» графика, а также вождение сдвоенных поездов локомотивами, оборудованными автоматизированной системой с функцией управления распределенной тягой и системой информирования машиниста.

– Каждая новая поездка не похожа на предыдущую. А волнение оттого, что тебе подчиняется сложный и огромный механизм. Особенно это чувствуется в первые минуты после отправления, – делится своим мнением бывалый машинист. – В нашей работе без технического склада ума и внимательности никак, железная дорога ошибок не прощает. Тут мало на «отлично» знать технику, свой локомотив надо любить. Тогда он поможет справиться с эмоциональной нагрузкой. Ведь предстоят долгие часы поездки, когда любая помеха может помешать выполнить поставленную задачу – довезти груз до места назначения.

Владимир Казаков подготовил к самостоятельной работе 15 машинистов и 12 помощников машиниста. Преемственность поколений, обучение молодых людей, которые приходят в депо совсем зелеными юнцами, а потом становятся признанными мастерами, всегда отличали его родное депо. В этом и особенность профессии машиниста, что передавать знания молодым приходится постоянно – и в теории, и на практике, передавая опыт управления машиной.

Именно поэтому для каждого машиниста в депо нет роднее человека, чем его помощник. Молодой человек, которому первое время приходится быть «на подхвате», «вторым номером», в будущем станет сам машинистом. Мастером, который на всю жизнь запомнит советы и уроки старших наставников и коллег.

– Говорят, нашей профессии присуща романтика, – размышляет Владимир Николаевич. – Однако это очень тяжелый труд. За смену, а это около 10 часов, переживаешь огромную нагрузку. Ведь управлять электровозом – это большая ответственность. Тут регулируешь скорость движения в зависимости от профиля пути и веса состава, наблюдаешь за сигналами, показаниями контрольно-измерительных приборов, организовываешь и выполняешь маневровые работы. Все машинисты обязаны детально знать конструкцию и электрические схемы поезда, профиль пути, расположение сигналов, скоростные режимы по станциям и перегонам, надо вовремя проверять тормоза. А еще – постоянные инструктажи, техническая учеба.

Видимо, все перечисленное опытный машинист Владимир Казаков делал и делает превосходно. Ведь знак «За труд и преданность» первому встречному не вручают.

– Может и так, – улыбается Владимир Николаевич. – Знаешь, если честно, такие награды вдохновляют на дальнейшее повышение мастерства в управлении локомотивами, заставляют идти в ногу со временем. Потому что, оставаясь один на один с поездом в рейсе, за сотни километров от родного депо, только твои смекалка и память, выносливость и выдержка помогут справиться с возможными нестандартными ситуациями. С честью выйти из любого трудного положения.
Владимир Павлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30