22 октября 2018 00:34
фото: алексей григорьев

Двадцать лет в рабочем азарте

Дежурного по сортировочной горке станции Новокузнецк-Восточный Ирину Шелбогашеву корреспондент «Транссиба» застал за напряженной ответственной работой – руководством горочной комплексной бригадой во время роспуска очередного состава.
– Под ее непосредственным оперативным началом четыре оператора сортировочной горки, два составителя поездов и два маневровых тепловоза с двумя машинистами, – говорит главный инженер станции Кирилл Михайлов.

Но ближе всех к Ирине Владимировне, за общим пультом управления, трудятся операторы сортировочной горки Вероника Половинченко и Наталья Валдаева. Именно с Натальей Ирина Шелбогашева уже месяц, после завершения ее стажировки на оператора, работает в смене, посвящая в тонкости профессии.

– Важнейшими качествами в нашей специальности являются хорошая реакция и отменная выдержка, или хладнокровие. Я, конечно, пытаюсь в меру сил воспитывать их у стажеров и у молодых коллег, но тут важно их наличие изначально. Нужно еще учесть, что управление горочными замедлителями у нас только частично автоматическое, а преимущественно ручное, и поэтому упомянутые качества важны вдвойне, а то и втройне.

Как рассказывает Ирина Владимировна, нередко неопытный новичок теряется в ситуации пошедшего «не так» роспуска, например, неперевода стрелки. Случаются заминки, когда из-за ошибки в сортировочном листке он не может изменить маршрут следования отцепа.

– Попытку перевода надо, как минимум повторить или направить отцеп на необходимый путь следования с учетом его особенностей, но некоторые просто цепенеют, как кролик перед удавом, впадают в тихую панику, в ступор, не обращая внимания ни на мои жесты, ни на мои подсказки. Подчас приходится самой подбегать и поправлять работу оператора, ведь критические ситуации в нашей работе недопустимы. Мы обязаны предотвратить соударение вагонов и как следствие – порчу грузов. А ведь такие случаи бывают! Сердце потом, конечно, колотится, но это потом: в тот момент, когда необходимо действовать, нужно именно действовать. И у меня с моими коллегами это получается. По крайней мере, из подобных ситуаций я всегда выходила достойно. Оперативно принятое рациональное и правильное решение во время роспуска – вот главный результат работы дежурного по горке.

Подчас стажеров приходится воспитывать не только в плане работы, но и о жизни с ними разговаривать. Ведь не секрет, что каково настроение человека, таковы и результаты его работы.

– Если мысли оператора витают где-то далеко, то концентрация его внимания притупляется, он начинает делать ошибки, что в итоге сказывается на результате работы всей горочной бригады, а это недопустимо. Объясняю, как надо себя вести, на что внимание обратить, и молодые ребята быстро схватывают, на лету. Они к нам в большинстве своем уже с базовым образованием приходят из техникумов, из вузов.

– Ирина Владимировна, можно сказать, видит всю систему, все разборки целиком, – отмечает Вероника Половинченко, – она, как маститый шахматист, просчитывает все варианты на десять ходов вперед. А я, работая с ней, получаю огромную поддержку, удовольствие и опыт.

Коллега Шелбогашевой подчеркивает, что та фактически все держит под контролем, успевая выполнять не только свои обязанности, но и следить за коллегами и стажирующимися.

– Я также, пять лет назад, начинала с Ириной Владимировной, но до сих пор не достигла ее уровня концентрации внимания, – удивляется Половинченко. – Пока разбираюсь со своими путями, ни на секунду не могу ни на что отвлечься в принципе! Она же видит всю подноготную, успевая подсказывать не только Наталье, которая работает не так давно, но и мне.

– За 20 лет, что здесь работаю, я в общей сложности обучила человек восемь, – говорит Шелбогашева. – Учу, стажирую, шефствую. И когда он или она год отрабатывают без нареканий, то для меня это высшая награда, как в моральном плане, так и в материальном. За безукоризненную выучку нового члена трудового коллектива я получаю премию. Когда видишь, что твой ученик достойно продолжает твое дело, достигает других профессиональных высот, то осознаешь свою важность для станции, да и для дороги.

– Через профессиональные руки Ирины Владимировны прошло много людей на станции, – вновь подключается к беседе Кирилл Михайлов. – В том числе и я не один год работал с ней в одной смене. Заместитель начальника станции по оперативной работе Денис Пожидаев, руководитель сегодняшней смены Владимир Савин и многие другие работники – тоже ее ученики. Шелбогашева – это бренд на станции. Это – выдержка, требовательность, знания и коммуникабельность. Она являет собой типичный пример наставника-профессионала, чувствующего себя не только комфортно в своей должности, но и способного передать свои знания и опыт молодой смене. А это для нас, руководителей станции, очень важно.

Сама Шелбогашева признается, что работа пробуждает в ней самый настоящий азарт в плане того, чтобы как можно больше распустить составов в смену и, соответственно, внести весомый вклад в работу коллектива, отправив максимальное количество сформированных поездов.
Алексей Григорьев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31