19 сентября 2018 14:34
фото: михаил пермин

Оценка уровня зрелости

Одной из тем обсуждения на технико-технологическом совете стала «Культура безопасности движения». В задачах на 2018 год она представлена позицией «Развитие культуры безопасности – ориентация на персонал».
Приоритетными задачами по развитию культуры безопасности движения на сегодняшний день являются: вовлечение работников железной дороги в решение вопросов обеспечения безопасности движения через дальнейшую реализацию процедуры корпоративной сертификации, включение вопросов культуры безопасности в программы подготовки (переподготовки) и повышения квалификации работников железнодорожного транспорта с разработкой специального учебно-методического конспекта. В этот перечень входит проведение руководителями служб и дирекций на постоянной основе встреч с руководителями и работниками структурных подразделений. Делается это для определения существующих проблемных вопросов и реализации принципа двустороннего обмена информацией. Важным является и освещение мероприятий в области культуры безопасности, проводимых в подразделениях железной дороги для внешней и внутренней аудиторий, а также включение вопросов культуры безопасности в регламент проведения дня информирования.

По результатам анкетирования работников в период проведения технических ревизий ревизорским аппаратом в 2017 году уровень зрелости культуры безопасности в целом по железной дороге оценивается как предпозитивный – с ростом в динамике среднего значения к уровню 2016 года на 1,3% и на 2,4% к уровню 2015 года. При этом самым низким по значению среднего балла является признак «вовлечение персонала» – 3,55.

В то же время отмечена динамика улучшения этого показателя: 3,32 – 2015 год и 3,5 – 2016 год. Уровень зрелости культуры безопасности движения по 10 элементам системы менеджмента безопасности движения по магистрали улучшен к уровню 2016 года на 5,7%.

Однако по отдельным подразделениям есть ухудшения, что в целом служит индикатором реального положения дел, в отличие от завышенного уровня в отчетах дирекций. Так, проведя сравнительный анализ оценки уровня зрелости культуры безопасности, проводимой работниками аппарата главного ревизора и дирекциями самостоятельно выявлено, что руководители дирекций имеют завышенные ожидания развития уровня культуры безопасности.

Данная ситуация складывается из-за того, что руководители дирекций недостаточно занимаются анализом причин стагнации развития культуры безопасности движения в структурных подразделениях.

В конечном счете, все это, в свою очередь, отражается на знании, понимании и вовлеченности работников в процесс обеспечения безопасности движения.

В январе 2018 года на Западно-Сибирской железной дороге впервые проведена оценка уровня зрелости культуры безопасности движения в новом формате – непосредственно самих руководителей служб, дирекций и их структурных подразделений – с целью определения их восприятия уровня развития культуры безопасности в трудовых коллективах. В анкетировании приняли участие 547 руководителей, в том числе 94 – служб и дирекций, 453 – структурных подразделений.

По состоянию на текущий момент в целом по Западно-Сибирской железной дороге уровень зрелости культуры безопасности движения находится на стадии «определенный». При этом все основные процессы стандартизированы, документированы и описывают существующую практику.

Сделан вывод, что уровень культуры безопасности среди руководителей служб, дирекций значительно выше, чем в структурных подразделениях, о чем свидетельствуют результаты проведенного анкетирования. Так, среднее значение оценки зрелости культуры безопасности движения в соотношении между ключевыми элементами и уровнями зрелости в целом по железной дороге составило 3,67. При этом по руководителям служб, дирекций данное значение на 5% выше, а по руководителям структурных подразделений – ниже на 5,2% от среднего показателя по железной дороге.

Напомним, что культура безопасности движения – это комплекс отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности. И охватывать она должна практически все элементы системы менеджмента безопасности движения. Только тогда можно будет гарантировать эффективный и надежный перевозочный процесс.
Владимир Павлов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31