25 апреля 2018 17:21
фото: архив редакции

Русские бронепоезда

Символом гражданской войны, бесспорно, является бронепоезд. Какими же были «броненосцы» железных дорог тех лет, и как они применялись на полигоне современной Западно-Сибирской железной дороги?
Бронепоезда активно стали использоваться в Первую мировую войну. В царской армии их было не меньше 8 единиц, использовавшихся как на Западном фронте, так и на Восточном – против турок. Однако, особых военных успехов за ними не числилось. А вот на фронтах Гражданской войны действовало в общей сложности более сотни бронепоездов и броневагонов. Самыми известными из них были «машины» построенные еще при царе: бронепоезд «Хунхуз», родоначальник всех остальных типов броневых рельсоходцев и броневагон «Заамурец». Первый состоял из двух одинаковых двухосных бронеплощадок и бронепаровоза серии «Ов» («Овечка»), защищенных 12–16 мм броней.

Мотоброневагон «Заамурец» являл собой яркий пример взлета технической мысли начала ХХ века – он был оснащен двумя двигателями (итальянские «Фиаты»), динамомашиной, телефонной связью, нес вооружение в виде двух скорострельных пушек и десяти пулеметов. Мотоброневагон, несмотря на свою немалую массу, прекрасно преодолевал крутые подъемы, развивал скорость в 45 км/ч. «Заамурец» в 1918 году был захвачен в Симбирске мятежными чехословаками и вошел в состав полноценного бронепоезда «Orlik», оставившего внушительный след в нашей истории.

Военные действия – это всегда противоборство за обладание портами, а также сетью железных дорог. В Сибири в 1918 – 1920 гг. все бои проходили как раз вблизи Транссиба и его инфраструктуры – узловых железнодорожных станций и населенных пунктов. Так бронепоезд «Orlik» все лето 1919 года обеспечивал безопасность движения на железнодорожных путях вблизи ставки объявившего себя верховным правителем Александра Колчака под Омском. В армии Колчака к лету 1919 года числилось 10 бронепоездов различного уровня оснащенности и вооруженности.

В России бронепоезда создавались сразу на нескольких заводах: Путиловском, Одесском, Брянском, Луганском и Сормовском. Часто название «бронепоезд» было лишь формальным. Броневые площадки представляли собой обыкновенные четырехосные пульмановские платформы. Бронирование площадок и паровозов было двух типов: глухое, при котором паровоз или площадка полностью обшивались броневыми листами, и так называемая «полубронировка», когда броней покрывались только наиболее уязвимые его части. Паровоз с тендером мог везти две-три платформы нагруженные шпалами, рельсами, мешками с песком из которых делались импровизированные амбразуры из которых торчали стволы пулеметов, мелкокалиберных орудий и винтовки бойцов.

Бронепоезда армии Колчака после того, как 26 ноября 1919 года была сдана Красной Армии станция Татарская, пытались создать заслон на подступах к Барабинску. Но в результате боя белым пришлось отступить дальше. Не смогли они удержать и Новониколаевск. О крупных сражениях на территории западносибирских железнодорожных станций сегодня точных данных нет. Но вот как описывал командир красноармейского бронепоезда «Свобода или смерть» Андрей Полупанов один из моментов боя 8 июля 1918 года возле станции Дымка:

«В бронеплощадках кромешный ад: люди задыхаются от пороховых газов и жары. Двое пулеметчиков потеряли сознание. Накалились стволы пулеметов, кипит в кожухах вода, в отводных трубках сухая горячая резина. Воды нет! В это время раздается звонок машиниста: вода в тендере кончается. Что делать? Бронепоезд подходит вплотную к реке. Звучит команда: «Вторые номера и резерв на вылазку за водой!». Не с гранатами и винтовками, а с ведрами, котелками и чайниками под свист пуль прыгают бойцы вниз. Многие рады – хотя риск большой, но можно глотнуть свежего воздуха, окунуть голову в холодный поток и напиться студеной воды».

В экипажи бронепоездов, как правило, шли по призванию – матросы, привыкшие обращаться с орудиями на кораблях, артиллеристы и, конечно же, железнодорожники. В среде большевиков бронепоезда нередко выполняли и пропагандистскую функцию. Так в книге Виктора Поцелуева «Броненосцы железных дорог» описана деятельность экипажа «красного» бронепоезда имени «Союза Коммунистической Молодежи». Он был направлен в Сибирь в район Барнаула, Канска, Славгорода и Рубцовска в 1920 году для борьбы с остатками белогвардейских банд.

«В короткие промежутки между маршрутами, – вспоминает позже пулеметчик этого бронепоезда Константин Личинов, – на станциях нас ждала, бывало, железнодорожная молодежь. Мы вместе проводили вечера самодеятельности. Выступали на митингах. Вагон-клуб работал с большой нагрузкой: шли репетиции драмкружка, разучивали под рояль революционные песни, была даже своя спортивная команда. Мирная жизнь брала свое, и, несмотря на смертельные стычки с бандитами, команда нашего бронепоезда несла на окраины России слово ленинской правды, истоки пролетарской культуры».
Роман Сидоров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28