18 июня 2018 14:46
фото: архив автора

Вокзал по Малевичу

«Транссиб» продолжает рассказывать неизвестные факты из истории магистрали. Сегодня в центре нашего внимания – вновь железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный.
Строительство вокзала-исполина было знаковым событием не только для города и сети, но и для всей сталинской эпохи. Неудивительно, что с ним связано столько фактов, порой кажущихся фантастическими. И один из таковых – вокзал Новосибирск-Главный мог быть построен в виде огромного прозрачного куба.

Это не шутка и даже не легенда. Проект, который и сегодня кажется фантасмагорическим, был разработан почти 90 лет назад. Ленинградский архитектор Игорь Явейн в 1930 году спроектировал здание вокзала Новосибирск-Главный в виде громадного стеклянного куба. Удивительно, но столь эпатажная идея едва не была реализована: проект вокзала-куба получил вторую премию всесоюзного конкурса эскизных проектов новосибирского вокзала, уступив лишь проекту киевлянина Волошинова, по которому в итоге и был построен «Главный» (правда, со значительными доработками).

Впрочем, если вернуться мыслями в ту эпоху, когда авангард доминировал во всех видах советского искусства, предложение Явейна (по проектам которого, к слову, построено свыше 100 вокзалов) не кажется таким уж экстравагантным. Революционеры-романтики мечтали перевернуть с ног на голову все стороны жизни человечества, и любая фантазия казалась в то время вполне реальной. Чему удивляться, если на рубеже 1920-30-х в том же Новосибирске на полном серьезе планировали проецировать новостную сводку на облака и показывать трехмерные фильмы на полукруглом куполе. Это была эпоха Лисицкого и Татлина, Маяковского и Малевича. Произведениями последнего, к слову, вдохновлялся Игорь Явейн, проектируя вокзал-куб.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28