17 декабря 2018 07:49
фото: михаил пермин

От Медвежьей до Лесной едем узкой колеей

Находка «Транссиба»: оказывается, Новосибирскую детскую железную дорогу в Заельцовском парке планировали построить еще до войны

В ноябре 1940 года вышел очередной номер газеты «Советская Сибирь» – главного информационного рупора Сибири тех лет. Одна из статей под названием «О новосибирском парке культуры и отдыха» повествовала о планах организации в Ельцовском (ныне – Заельцовском) бору лучшего в городе парка.
Архитекторы и инженеры делились со страниц издания своим видением будущего бора. Многие их наработки, впрочем, так и не были воплощены в жизнь. Не появились в парке большие памятники Сталину и Сталинской Конституции, не построили громадный стадион, не соорудили просторную набережную и  яхт-клуб… Спустя полгода после публикации этой статьи грянула Великая Отечественная, и о благоустройстве территорий пришлось забыть на все последующие годы.

Впрочем, сам парк культуры и отдыха в итоге появился, причем, по мнению многих горожан, действительно лучший в городе. Часть других предсказаний авторов статьи также сбылась: организованы ботсад, зоопарк и… детская железная дорога. Неудивительно, что разработчики плана видели ДЖД неотъемлемой частью лучшего городского парка: в 1930-е наблюдался бум строительства этих советских новшеств.

В статье приведено подробное описание проекта малой магистрали в Ельцовском бору, так что мы можем сопоставить, какой видели Новосибирскую ДЖД в 1940-м и какой она в итоге стала спустя почти 80 лет.

И так, согласно довоенной генеральной схеме, длина первой очереди ДЖД должна была составить 7 км. Свое начало она брала напротив Транспортного института – предшественник нынешнего СГУПСа располагался тогда на пересечении Красного проспекта и улицы Дуси Ковальчук, сразу за ним начинался бор. Здесь предполагалось возвести вокзал. Далее узкоколейка тянулась к реке, а на ней размещались четыре пассажирских станции: Медвежья (у зоопарка), Цветочная (у ботанического сада), Лесная (недалеко от центральной парковой площади) и Здоровье (у детского санаторного городка). Цитата: «Дорога пройдет по интересным сооружениям парка – мимо выемки, насыпи, виадука-плотины, моста у короткого тоннеля».

Что мы имеем по факту? Протяженность реальной Новосибирской детской железной дороги немногим меньше – 5,3 км. Станций действительно пять, пусть и наименования ни одной из них не совпали. Что касается трассы, то к началу 2000-х, когда в Новосибирске приступили к строительству малой магистрали, возвести ее по маршруту, обозначенному в статье, было попросту невозможно: пространство за бывшим зданием Транспортного института на многие метры застроли жилыми домами и промзоной. В связи с этим трассу ДЖД проложили на относительно небольшом участке бора и завернули почти в кольцо. Тем не менее, станции имеются и у зоопарка (Зоопарк), и неподалеку от центральной площади Заельцовского парка (разъезд Локомотив), и в пешей доступности от «детского санатория» – Центра социальной поддержки молодежи и юношества им. К.Заслонова (Спортивная). На начальной станции Заельцовская выстроен вместительный вокзал, сооружены насыпи, эстакады и мосты. «Предсказание» можно считать практически сбывшимся.

«Эта дорога будет служить не только для развлечения детей, но явится также средством практической подготовки будущих железнодорожников… Посетители парка будут пользоваться этой дорогой, как пассажиры», – мечтали архитекторы в своей публикации. Сегодня более 80% выпускников ДЖД  поступают в образовательные учреждения железнодорожного транспорта, ежесезонно малая магистраль перевозит десятки тысяч пассажиров – посетителей Заельцовского парка и зоопарка. Попадание 100%!

Лишь в одном проектировщики «дали маху»: в перспективе они планировали довести узкоколейную линию по берегу Оби до поселка Мочище. Впрочем, Новосибирская ДЖД лишь в начале своего пути, кто знает, куда она раскинет свои ветви спустя еще 80 лет. Как говорится, малой магистрали – большое будущее!
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31