19 декабря 2018 10:06
фото: архив редакции

В рекордно короткие сроки

День энергетика отмечается в России 22 декабря. Дата эта была выбрана вовсе не потому, что в самый короткий световой день года труд энергетиков как нельзя более востребован, а по другой причине. 22 декабря 1920 года VIII Всероссийский Съезд Советов одобрил знаменитый план Государственной электрификации России (ГОЭЛРО), в котором были определены важнейшие этапы электрификации страны.
Впервые День энергетика был установлен в Советском Союзе Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года в память о дне принятия плана ГОЭЛРО. Позднее Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 1 октября 1980 года была установлена новая дата профессионального праздника энергетиков – третье воскресенье декабря. В 2015 году постановлением Правительства Российской Федерации Дню энергетика возвращена дата 22 декабря. Примечательно, что в том же году российские энергетики отметили свой профессиональный праздник дважды – 20 декабря (третье воскресенье месяца) и 22 декабря.

Для западносибирских энергетиков нынешний год был юбилейным. 80 лет назад, 1 апреля 1937 года, впервые в рейс отправился поезд под управлением электровоза – началась электрификация магистрали. Первым на электрическую тягу перевели участок Белово – Новокузнецк протяженностью 140 км.

Трудности времен Великой Отечественной войны отодвинули планы по дальнейшей электрификации железных дорог, но уже в 1947 году начались строительно-монтажные работы на самом грузонапряженном участке Томской магистрали Новосибирск – Чулымская. В 1951 году он был введен в эксплуатацию.

Следующим был электрифицирован 174-километровый участок Чулымская – Барабинск. При монтаже контактной сети здесь впервые был применен метод раскатки проводов «понизу», разработанный специалистами отдела электрификации Омской железной дороги П.Фаевым, З.Малышевым и Г.Ансбергом. Новая технология монтажа контактной сети сокращала продолжительность «окон» в графике движения поездов. В апреле 1954 года на этом участке прошел первый поезд с электровозом. Провел его депутат Верховного Совета РСФСР Владимир Голенков.

В 1953 году был сдан электрифицированный участок Куломзино (ныне – Карбышево) – Московка. В 1954 году поезда на электрической тяге пошли от Барабинска до Татарской, а в сентябре 1955 года машинист депо Московка Борис Елисеев провел первый поезд от Омска до Татарской, ведомый электровозом ВЛ22М-1270.

Таким образом, за пятилетку был полностью переведен на электротягу один из самых грузонапряженных на сети участков Новосибирск – Омск. Причем на электрической тяге теперь шли не только пассажирские и грузовые, но и пригородные поезда.

Электрификация главного хода продолжалась, и к осени 1959 года участок Транссиба в пределах Западно-Сибирской магистрали был полностью переведен на электрическую тягу. За 7 последующих лет было электрифицировано еще 654 км участков железной дороги, значительная часть из которых, такие как Артышта – Алтайская и Барнаул – Черепаново, – на переменном токе. Так как оба они примыкали к участкам постоянного тока, были построены специальные станции стыкования Артышта II и Черепаново.

Темпы электрификации наращивались, и в период с 1966 по 1970 годы было электрифицировано 720 км линий, в том числе Тайга – Томск, Новокузнецк – Таштагол и Юрга – Топки (Кемерово) – Ленинск-Кузнецкий. На тяговых подстанциях этих участков вместо ртутных выпрямителей были смонтированы кремниевые выпрямители и тиристорные инверторы. Электрификация Среднесибирского хода на переменном токе началась в 1979-м, а уже в следующем году была завершена.

В настоящее время хозяйство электроснабжения Западно-Сибирской железной дороги стоит в ряду крупнейших и старейших на сети дорог. Большая часть дистанций электроснабжения постоянного тока по возрасту разменяла шестой десяток.
Иван Русяев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31