24 апреля 2018 17:48
фото: михаил пермин

На помощь пришел ультразвук

На магистрали разработана и внедрена система контроля загрузки снегоуборочных машин СМ-2. Тиражирование разработки сибирских ученых даст многомиллионную экономию для сети.
Инновацию по запросу Западно-Сибирской дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин спроектировали и изготовили специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения.

– В основу системы положен принцип лодочного эхолота, с помощью которого речники считывают профиль дна, – разъясняет принцип работы системы декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» университета, доктор технических наук Андрей Абрамов. – Аналогичным образом – с помощью ультразвука – мы фиксируем поперечный профиль снега, погруженного на транспортерную ленту, одновременно замеряя скорость ее движения. Сопоставляя эти показатели, мы с высокой точностью можем определить объем снега, погружаемого в вагоны СМ-2.

Четыре ультразвуковых датчика устанавливаются на металлическую дугу над лентой транспортера СМ-2, они производят непрерывные измерения высоты и скорости перемещения снежной массы и автоматически переводят их в кубические метры. Погрешность измерений объемов погружаемой снежной массы составляет менее 5%. Помимо этого, система фиксирует момент начала и продолжительность работы транспортерной ленты за смену, температуру в дизельном отделении головного вагона, где расположен электронный блок системы, а также текущую уличную температуру.

Показатели, зафиксированные датчиками, выводятся не только на ЖК-монитор микрокомпьютера, установленного в кабине машиниста снегоуборочной машины, но и на мобильные телефоны мастера участка, оператора удаленного доступа и любых других сопричастных работников в виде СМС-сообщений. Общая стоимость оборудования для одной машины – около 300 тыс. руб.

Проблема, которую призвана решить разработка, заключается в отсутствии объективных критериев оценки эффективности работы снегоуборочных машин. На сегодня учет убираемой СМ-2 снежной массы производится  без учета образуемых в глубине заполненных вагонов пустот и других факторов. Какими-либо измерительными приборами СМ-2 не оборудованы. Меж тем, именно этот показатель лежит в основе нормативов межремонтного пробега для машин этого типа: 300 тыс. кубометров вывезенного снега для ТР-1, 600 тыс. кубометров – для ТР-2 и 1,8 млн «кубов» – для КР-1. Таким образом, некорректное измерение объемов вывезенного снега может привести – и, как в итоге выяснилось, приводит – к неоправданному уменьшению межремонтного цикла, а это серьезные финансовые издержки для хозяйства.

Системой контроля загрузки снегоуборочных машин оборудована одна СМ-2М приписки путевой ремонтно-механической мастерской (ПРММ) на станции Черепаново, обслуживающая линейный эксплуатационный участок №13 (станция Инская). Первые же испытания системы дали весьма неожиданные результаты – традиционное измерение «на глаз» приводит к переоценке объемов вывезенного снега более чем в два раза!

Так, когда СМ-2М отправилась на выгрузку, система показала объем погруженной снежной массы чуть более чем в 60 кубометров. Этот показатель был подтвержден при измерениях геометрическим способом. Однако традиционно считалось, что на выгрузку СМ-2 идет со 160 кубометрами погруженного снега – эта цифра каждый раз фиксировалась документально. За ночную рабочую смену бригада произвела 6 выгрузок, записав в журнале учета 960 «кубов» вывезенного снега, – система контроля показала почти на 500 кубометров меньше.

По итогам приемочных испытаний система была доработана и сегодня работает на СМ-2М в постоянном режиме. Всего же по первоначальному проекту планируется оснастить ею 10 единиц аналогичной техники по Западно-Сибирской дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин.

Ожидаемый экономический эффект от внедрения системы по всем машинам СМ-2 региональной дирекции составит порядка 30 млн руб. в год.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31