22 октября 2018 02:18
фото: александр матвеев

По стопам Радищева

Станции и остановочные платформы для пассажиров стыковых электричек Новосибирск – Черепаново – Барнаул давно стали привычным пейзажем, и мало кто задумывается, что все они имеют богатую и интересную историю. Вооружившись ручкой и блокнотом, корреспондент «Транссиба» прокатился на электричках из Новосибирска в Барнаул и вспомнил, чем интересен каждый пункт, на котором составы совершают остановки.
Новосибирск-Главный. Электричка медленно «отплывает» от этого «причала». Станция-легенда, чего только здесь не происходило! Вот тянется 14-й станционный путь, который в 1922 году во время субботника расчищал сам «железный нарком» Феликс Дзержинский. Вдалеке виднеется построенное еще в XIX веке депо, в котором в свое время трудились легендарные Константин Заслонов и Николай Лунин, выступал с речью «всесоюзный староста» Михаил Калинин.

Центр. Название остановочной платформы говорит само за себя – расположена она почти в самом центре столицы Сибири, а потому поток пассажиров, хлынувший в электричку, нескончаем. Но мало кто сейчас помнит, что в годы Великой Отечественной войны такими же потоками отсюда шли грузы – оборудование эвакуированных заводов и культурные ценности. Станция Новосибирск-Главный не справлялась со всем объемом товарняков, и разгружать их приходилось в том числе здесь, на небольшой пассажирской платформе. 

Речной Вокзал. Глядя на этот самый пассажиронапряженный остановочный пункт во всем пригородном движении Новосибирской области, сложно поверить, что еще меньше 30 лет назад электрички здесь вовсе не останавливались. Что же стало предпосылкой к ее строительству? Все просто: в конце 1985 года буквально в двух шагах от железнодорожных путей открылась станция метрополитена «Речной вокзал». Занесенная, кстати, в Книгу рекордов России как единственная в стране крытая наземно-подземная станция метро. 

Сеятель. «Аграрное» название этой станции с новым современным вокзалом вызывает недоумение: вокруг ведь нет ни сельхозугодий, ни дачных обществ, лишь современные жилмассивы. Станция унаследовала имя от сельскохозяйственной коммуны, располагавшейся здесь в 1920-е годы и снабжавшей Новосибирск (к которому тогда не относилась) продовольствием. 

Бердск. Небольшой изысканный вокзальчик, встречающий мой поезд на этой станции, и водонапорная башня рядом с ним – почти все, что осталось от «исконного» 300-летнего Бердска. Неумолимый технический прогресс заставил прославленный город кануть в Лету. А точнее – в реку Обь. При строительстве Новосибирской ГЭС Бердск попал в зону затопления, а многоэтажки для его жителей отстроили на восемь километров восточнее.

Искитим. У города два дня рождения. Официально годом основания Искитима считается 1717-й, когда на этой территории появились первые русские поселения. Деревеньки оставались таковыми даже после того, как здесь проложили железную дорогу. Смотрю на нынешний вокзал-красавец и не могу представить, как в начале прошлого века его функцию выполняла землянка, а неподалеку рыскали дикие волки. Вторым рождением города стало обнаружение здесь в 1929 году залежей известняка, что дало толчок к строительству крупнейшего в Сибири цементного завода. 

Монолитная. Мы все еще в Искитиме. Вспомнились местные достопримечательности, расположенные неподалеку отсюда. К примеру, историко-художественный музей с богатым собранием сибирских икон XVIII-XIX веков, живописный заброшенный мраморный карьер или Святой ключ – родник с чистейшей водой.

Койниха. Остановочный пункт получил название от реки, река – от села, а село – от своих основателей крестьян Койновых. Землепашцы и подумать не могли, что века спустя их фамилия зазвучит «по-железнодорожному».

Черепаново. Пересадка на электричку до Барнаула. Влившись в толпу других транзитных пассажиров, прохожу мимо строящегося нового вокзала. Прежний служил пассажирам более века, но, как говаривал герой романа «Обломов», «и вещь должна же иметь конец». Улицы Черепанова помнят Алексея Косыгина и Михаила Горбачева, олимпийских чемпионов Виктора Маматова и Ирину Минх.

Безменово. Поселение вокруг станции испещрено небольшими частными домиками. И не верится, что в одном из них по сей день скромно проживает Герой Социалистического Труда, доярка-передовик Анастасия Оленькова.

Огоньки. Занятно, уже больше 20 минут едем электричкой ОАО «Алтай-Пригород», но еще по Новосибирской области…

Красный Боец. Станция с воинственным названием ознаменовала 150-й километр ветки Новосибирск – Барнаул. Сейчас в это трудно поверить, но сотни километров этой линии строились в начале прошлого века исключительно на частные деньги.

Усть-Тальменская. Эта станция была в числе 22-х «перворожденных» на ветке – открылась в 1915 году вместе с Алтайской железной дорогой. Два года назад вокзал этой станции отметил вековой юбилей.

Среднесибирская. А эта станция относительно «свежая». В 1961 году она стала конечной (или начальной?) точкой другого масштабного проекта, теперь уже советского, – Среднесибирской магистрали. 

Село Озерки. Советский миниатюрный вокзальчик необычной формы. Да, в этой поездке можно изучать историю отечественной архитектуры!

Алтайская. Вот уже несколько минут, как мы въехали на территорию станции, а не проехали и половины ее путей. Хитросплетения рельсов и шпал Алтайской протянулись на 9 км! Не случайно эта сортировочная станция входит в десятку крупнейших в стране.

К конечной станции нашего четырехчасового пути мы поедем по уникальному сооружению – совмещенному автомобильно-железнодорожному мосту. И если поезда по нему ходят уже больше века, то автомобили – немногим больше половины столетия. В 1959 году мост реконструировали, разместив «на втором этаже» асфальтовое покрытие.

Барнаул. Сибирский Петербург – такой эпитет город получил не только потому, что, как и Питер, был основан в первой трети XVIII века, но и потому, что впервые в Сибири застраивался «по-столичному» – по единому плану.

Внимание моих соседей по сидению привлекла часовенка, находящаяся прямо на перроне. Храм-часовня во имя Серафима Саровского был выстроен здесь по инициативе проводницы. Людмила Васильева, увидев подобную церковь на одной из станций, вышла с предложением выстроить аналогичную у барнаульского вокзала. Идею руководство магистрали поддержало, и в 2002-м церковь была освящена.
Александр Матвеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31