фото: Лилия Сенченко

Музыка металла

Александр Башков по профессии сварщик, а по призванию – творец

Железнодорожники нередко свои добрые дела отмечают атрибутами основной деятельности. Следуя этой традиции, к 110-летию локомотивного депо Шарья (ныне Сервисное локомотивное депо Шарья филиала «Северный» ООО «Локотех-Сервис») на его территории появился необычный памятный знак – модель маневрового танк-паровоза, последнего советского паровоза нормальной колеи, выпускавшегося в Советском Союзе с 1935 по 1957 год.

Наша «Таня»

 

Танк-паровоз примечателен своей конструкцией – у него нет тендера, а вода и топливо хранятся в танках (ёмкостях), установленных на самом локомотиве. На российских и советских железных дорогах он применялся для манёвров, работы на подъездных путях, вождения товарных и грузовых поездов, а также пригородных и местного сообщений – «Кукушек».

 

В 1860 году французский завод Кайль поставил в Россию, на Московско-Нижегородскую линию, два паровоза, которые предполагалось использовать для маневровых работ. До 1877 года, когда Коломенский завод выпустил первую партию из 28 отечественных танк-паровозов, танковые локомотивы для России строились исключительно иностранными заводами – французскими, немецкими, английскими и бельгийскими. После 1877 года основную массу заказов исполняли Коломенский, Невский, Луганский (Ворошиловградский), Харьковский и Сормовский заводы.

 

Инженерные изыскания привели к появлению в 1935 году танк-паровоза серии 9П (тип 164 Коломенского завода), который стал основным и самым массовым на советских железных дорогах. Последние паровозы были выпущены в 1957 году Муромским заводом. С переходом на тепловозную тягу постепенно перешли в разряд раритетов, увековечены как памятники, однако некоторые из них продолжали использоваться на маневровой работе.

 

На почётном месте

 

«Трудяжка», – так любовно отзываются о паровозе ветераны ТЧ Шарья, работавшие здесь в 60-70-е годы прошлого века. Старожилы помнят времена, когда «Танька» с бортовым номером 9П-22518 активно работала на круге, не выходя за территорию депо. Железного коня хотели списать на металлолом. Однако в 2013–2014 годах на Тихорецком участке по ремонту паровозов ООО «ЖД Ретро-Сервис» были восстановлены два паровоза этой серии: 9П-19499 и 9П-22518 постройки 1954 и 1955 годов, соответственно. Первый приписан к депо Подмосковная Московской железной дороги, второй – к депо Тихорецкая Северо-Кавказской.

 

Почему шарьинцы тоже решили отдать дань памяти легендарному локомотиву, красноречиво говорят на форуме «Паровозная жизнь депо Тихорецкая»: «Вчера растопили стоявший холодным без движения в депо Шарья почти 30 лет и простоявший в Тихорецкой в ремонте ещё 6 лет маневровый паровоз 9П-22518. Обкатали его по деповским путям. На удивление – машина почти без замечаний, рванула сразу же на круг с половинкой П36-0120. Пропускающие пар паровоздушные клапана не в счёт – сегодня деповчане сделают. Паровоз будет находиться практически в постоянной эксплуатации при депо, для чего для работы на нём в депо сформирована мини-колонна машинистов с правами управления паровозом, а некоторые поездники сами уже просятся на него на манёвры! Самое примечательное: молодёжь потянулась с электрических утюгов на ж.д. ходу в паровозное движение!».

 

Конечно, вернуть «коня в стойло» шарьинцы не смогли. Поэтому решили воссоздать его модель. Инициатором был начальник депо Дмитрий Карпухно, а выполнить столь почётную миссию поручили местному Левше – сварщику Александру Башкову. К тому времени за ним уже закрепилась слава мастера по металлу. Символ Шарьи – Ёжик Гоша – его детище. Скульптура изготовлена из металлического листа и покрыта полутора тысячами иголок! А искусный раскрас делает его настоящей анималистической копией.

 

Идея создать модель паровоза Александра, конечно, привлекала, но как настоящий мастер он сразу поставил условие: чертежи и фотографию, чтобы добиться полного соответствия.

 

Об этом рассказал Дмитрий Карпухно, а ещё добавил, что поделился идеей именно с Александром, потому что он очень творческий работник и относится к делу щепетильно. В сварном деле большой мастер, отлично разбирается и чувствует структуру металла.

 

– В модели паровоза соблюдены все пропорции, соотношение сторон в масштабе 1:25, – рассказывает Александр. – Учтено очень много мелочей. Основные узлы и агрегаты, которые на виду, делают паровоз легко узнаваемым. В ночное время горят ходовые огни и прожектор. Ветераны, которые присутствовали на праздновании юбилея депо, долго пожимали мне руку. Они на таком работали, это высокая оценка.

 

Мужская профессия

 

Он с детства хотел быть врачом. Но сегодня Александр убеждён, что профессия сама выбрала его. Поступил в мединститут, однако учиться не стал. Как часто бывает, младшие подражают старшим. Брат учился на сварщика. Он всегда был примером, авторитетом. А потом армия, служил в РВСН. Александр из поколения, которое ушло в армию при Советском Союзе, а пришло в новую страну. Работы не было. Временные заработки продолжались долго – рухнуло производство, открывались первые кооперативы. На этой волне занялся ремонтом автомобилей, приобщил к этому бизнесу супругу. Сегодня, по мнению Александра, Юлия превзошла в покрасочном деле своего учителя, и он ею очень гордится:

 

– Жена всегда со мной. Участвовала во всех проектах. Все, что связано с металлом, – это моё, а то, что связано с покраской и подготовкой, – её. Корректирует, подсказывает, помогает психологически – это очень важно. Она у меня молодец. Так у нас сложилось гармоничное творческое звено.

 

Да и сам Александр тоже принял профессиональную эстафету. Его пример преемственности нетипичный. В локомотивном депо электриком работал сын Влад. Он-то и привёл отца на место коллеги, который выходил на пенсию. А сам оставил депо и ушёл вслед за мечтой – Влад стал военнослужащим.

 

На предприятии Александр трудится третий год. Сервисное локомотивное депо Шарья специализируется на ремонте тепловозов серии ЧМЭ3, а также выполняет ремонт локомотивов серии ТЭМ-18.

 

– За смену, которая длится 12 часов, производится восстановление различных деталей и механизмов, раскрой металла, много сварочных, наплавочных работ. Больших проблем не решаем, – скромничает Александр, – но иногда бывает и что-то интересное.

 

Сварщик – рабочая специальность. Профессия большой ответственности. От его работы зависит крепость металлоконструкций, их долговечное служение и безопасность эксплуатации. Халтура здесь не пройдёт.

 

На струнах души

 

Достичь состояния, в котором хочется и можется творить, Александру помогает музыка Баха, Бетховена, Чайковского, любимое произведение которого «Адажио». Семья Башковых без музыки себя не мыслит: поют, играют на гитаре, учатся игре на фортепиано, а дочь Дарья планирует сделать музыку своей профессией.

 

Любой творческий процесс требует особого душевного расположения. Создание скульптуры – процесс долгий и кропотливый. Скульптору необходимы выносливость, внимательность, хороший глазомер, пространственное мышление, память.

 

– Надо сначала родить идею, увидеть её. Я рисовать вообще не умею. Отсекаю все лишнее в ходе работы. А ещё надо, чтобы тебя ничего от работы не отвлекало. И терпеливо ожидать музу, она по приказу не прилетает, – говорит мастер. – Есть у меня серьёзные задумки – более глобальные, более значимые.

 

Открою секрет: есть у локомотивщиков мечта создать памятник, символизирующий железнодорожный узел, и установить его в сквере на привокзальной площади. Однако лето – горячая пора, много основной работы. Но начальник депо заверил, что обязательно реализуют этот замысел.

 

Одной мечтой Александр со мной всё-таки поделился – сделать ростовую скульптуру девушки, «потому как нет в природе ничего более гармоничного, грациозного, совершенного, чем женщина».

 

Бог в помощь вам, мастер!

Ася Молодцова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/