17 ноября 2018 12:02

Успех буйских рационализаторов

Экономический эффект от внедрения электровоза-рельсосмазывателя, разработанного специалистами локомотивного депо Буй Северной железной дороги, составит 1,5 млн. рублей в год.
В локомотивном депо Буй по-новому пытаются решить проблему нанесения смазки на рабочую грань головки рельса. Более чем за десять лет в этой области накоплен определенный опыт, увы, не только положительный.

Экономический эффект от внедрения электровоза-рельсосмазывателя, разработанного специалистами локомотивного депо Буй Северной железной дороги, составит 1,5 млн. рублей в год.

В локомотивном депо Буй по-новому пытаются решить проблему нанесения смазки на рабочую грань головки рельса. Более чем за десять лет в этой области накоплен определенный опыт, увы, не только положительный. Стремительный рост износа гребней колесных пар локомотивов и головок рельсов в кривых участках пути вынудил специалистов в начале 1990-х всерьез заняться поиском новых методов нанесения смазки на рабочую грань головки рельса. На помощь, как это часто бывает, пришел зарубежный опыт.

 

На российских железных дорогах стали внедрять, а затем и широко использовать автоматические локомотивные гребнесмазыватели (АГС), применяемые на стальных магистралях США и Канады. Параллельно были специально сконструированы и пущены в эксплуатацию рельсосмазывающие машины типа РСМ-1 на базе автомотрисы АС-2 Людиновского тепловозостроительного завода. Такие машины в свое время поступили на Северную магистраль в рамках программы ресурсосбережения. Коломенский ВНИКТИ на базе тепловоза ЧМЭ-3 также создал самоходный рельсосмазыватель. По плану департамента локомотивного хозяйства ОАО «Российские железные дороги», четыре таких тепловоза переоборудовали для работы на Северной. Силами специалистов локомотивных депо Череповец и Шарья были пущены в эксплуатацию специальные вагоны-рельсосмазыватели. В путевом хозяйстве для решения тех же задач установили несколько десятков стационарных путевых лубрикаторов. Для смазки рельсов различные НИИ разработали и запустили в производство специальные виды смазок «Пума», «Пума «М», «РС-6» и другие. В результате проделанной работы в конце прошлого и начале нынешнего столетия наметилась положительная тенденция по снижению износа рабочих поверхностей пары колесо – рельс. Об этом свидетельствуют объективные показатели анализа износа колесных пар локомотивов.

 

В то же время выявлены существенные недостатки в организации работы по лубрикации. Связаны они прежде всего с отсутствием в локомотивных депо специалистов по ремонту и техническому обслуживанию автоматических гребнесмазывателей АГС-8. Эту работу должны выполнять слесари комплексной бригады при всех видах ремонта и технического обслуживания…

 

Подавляющее большинство локомотивов инвентарного парка оборудовано устройствами АГС-8. Можно предположить, что при их исправной работе положение дел с нанесением смазки на гребни колес и головки рельсов было бы идеальным. Соответственно, износ пары колесо – рельс в таких условиях должен иметь минимальные значения. На практике все выглядит несколько иначе. Подавляющее большинство локомотивных гребнесмазывателей бездействует. Машинисты в их исправной работе не заинтересованы. «Не видят» проблему и машинисты-инструкторы. Вполне закономерно, что спасти положение дел в такой обстановке должны были передвижные рельсосмазыватели, что они и делали. Однако и здесь все непросто. Часть самоходных рельсосмазывателей РСМ-1 выработали установленный срок службы, их отставили от эксплуатации для проведения капитального ремонта. Вопрос о его выполнении по ряду причин не решен.

 

Понимая необходимость выхода из создавшегося тупика, группа специалистов локомотивного депо Буй во главе с заместителем начальника депо по ремонту Андреем Дружковым разработала и в короткий срок переоборудовала под самоходный рельсосмазыватель электровоз ВЛ60ПК с использованием навесного оборудования, изготовленного в деповских условиях. Над его созданием активно потрудились старший мастер Валерий Волков, слесари Владимир Смирнов, Алексей Лазарев, Андрей Вершинин, Алексей Пасынков. Все работы по переоборудованию электровоза ВЛ60ПК № 1057 выполнены в течение двух месяцев. Уже в конце февраля локомотив поступил в постоянную эксплуатацию на участках Буй – Данилов, Буй – Н. Полома. По мнению Андрея Дружкова, есть возможность значительно увеличить интенсивность эксплуатации электровоза-рельсосмазывателя. Для этого необходимо задействовать локомотивные бригады по всему полигону обращения электровозов переменного тока, составить четкие графики оборота рельсосмазывателя по участкам, установить надлежащий контроль за их выполнением.

 

При создании электровоза-рельсосмазывателя буйские специалисты применили лучшие технические решения, выявленные в процессе эксплуатации рельсосмазывающих машин различных типов, а также учли недостатки конструкции электровозов-рельсосмазывателей, применяемых на других дорогах. В частности, сохранены оба фазорасщепителя и блок-компрессоры, имеется возможность раздельного нанесения смазки на правую и левую рельсовые нити. Достоверно контролировать работу средств лубрикации можно с точностью до метра по скоростемерной ленте. На электровозе также смонтировали оборудование, позволяющее производить обработку пути специальными растворами для уничтожения сорняков. При эксплуатации электровоза в режиме рельсосмазывателя или поливочной машины не требуется привлечения дополнительного персонала. Все работы в состоянии выполнить локомотивная бригада, необходимые устройства для управления специальными системами выведены на пульт помощника машиниста.

По отзывам специалистов, эксплуатирующих электровоз, созданная буйскими рационализаторами машина – лучшая из всех ранее применявшихся в качестве рельсосмазывателей. Технические решения, использованные при создании электровоза, более удачные и перспективные, чем поставляемые централизованно системы рельсосмазывания, спроектированные ВНИКТИ.

 

Согласно предварительным расчетам, годовой экономический эффект от внедрения электровоза-рельсосмазывателя составит 1,5 млн. рублей. Оценив по достоинству положительный опыт, полученный при эксплуатации первого электровоза-рельсосмазывателя, руководители службы локомотивного хозяйства запланировали переоборудовать под рельсосмазыватели необходимое количество электровозов ВЛ60ПК, способных полностью заменить машины РСМ-1 на всем полигоне дороги, электрифицированном на переменном токе.

 

Вячеслав Лозюк, Любовь Комиссарова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30