13 декабря 2018 18:06

Железнодорожные короли

РУССКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПРОЯВЛЯЛИ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС К СТРОИТЕЛЬСТВУ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ. ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В № 3

Иван Блиох, русский банкир, концессионер железных дорог, меценат

Иван Станиславович Блиох (1836–1901 гг.) родился в семье польского еврея.

Подобно другим деятелям этой отрасли Иван Станиславович был организатором ряда крупных железнодорожных предприятий, кредитных и страховых учреждений. Принимал активное участие в делах «Главного общества российских железных дорог».

Сначала он был маленьким подрядчиком – брал подряды на устройство части какой-либо станции или платформы.

Как и большинство железнодорожных подрядчиков, Иван Станиславович, чтобы разбогатеть, вступал в различные гешефты с власть имущими, часто проходил по той кромке, что отделяет законную сделку от преступления. Так, деловые отношения связывали его с варшавским губернатором Н. Медемом, нечистым на руку деятелем, попавшимся на деле с благотворительным капиталом губернии, которым он заведовал и представлял И. Блиоху за 6% годовых. Начальник Варшавского жандармского управления генерал П. Оржевский, узнав об этом, по долгу службы сообщил об отсутствии благотворительных средств в кассе генерал-губернатору Е. Коцебу и потребовал ревизии сумм. Однако судебный процесс над незадачливым губернатором и И. Блиохом не состоялся: Медему протежировала жена Коцебу, попросившая мужа задержать на время ревизию. Генерал-губернатор отложил её на месяц, а когда Медем мог представить наличные суммы, наскоро возвращённые Блиохом, ревизию провели и все деньги оказались на месте. Оба махинатора ушли от суда.

Затем Иван Блиох уехал заграницу и занялся самообразованием, слушал лекции в немецких университетах. Вернувшись в Польшу, он познакомился с дочерью известного доктора, женился на ней, повысив свой социальный статус. Иван Станиславович поселился в Варшаве, приобрёл большой дом, основал банкирскую контору и начал строить железные дороги. Так, Лодзинская линия была сооружена им одним на его деньги.

В 1870-80-е годы Иван Блиох – крупный железнодорожный деятель, стоящий во главе «Общества Юго-Западных железных дорог». Им же ранее была выстроена часть Либаво-Роменской железнодорожной линии. Юго-Западные дороги начали строиться в начале 1870-х годов. Они проходили по территории Киевской, Подольской, Волынской, Бессарабской, Херсонской, Гродненской и других губерний. Значимость этой линии обусловливалась и тем, что она связывала Правобережную Украину с Центрально-промышленным и Привислинскими районами, обеспечивая также железнодорожное сообщение с Австро-Венгрией, Румынией, Пруссией. Эта была ведущая магистраль по экспорту зерна и других товаров, что обеспечивало высокий статус И. Блиоха среди российских железнодорожных магнатов.

Иван Станиславович зарекомендовал себя и как историк русских железных дорог. Тем более, что разбогатев, он доверял часть своих непосредственных обязанностей по строительству дорог и управлению ими своим менеджерам, в числе которых были и такие даровитые люди, как И. Вышнеградский.

 

Самуил Поляков, концессионер и строитель железных дорог в Российской империи, меценат

Самуил Поляков (1837–1888) – основатель династии Поляковых – предпринимателей, банкиров, учредителей различных акционерных обществ и предприятий. Выходец из бедного еврейского семейства, Самуил Семёнович, благодаря своему уму, хватке, умению видеть и чувствовать экономическую конъюнктуру, составил большое состояние в период интенсивной раздачи железнодорожных концессий в 1860-70-е годы.

В молодости он был штукатуром в Киеве. В 1862 году подрядился на перевозку до 35 тыс. пудов каменного угля от Московской станции Николаевской железной дороги к Алексеевскому и Мытищинскому водоподъёмным зданиям Московского водопровода. В 1865 го-
ду во время постройки Рязанско-Козловской железной дороги С. Поляков становится подрядчиком по найму и поставке строительных материалов. Через год Самуил Семёнович получил место оптового подрядчика на строительстве Козлово-Воронежской железной дороги, концессия на которую была дана Воронежскому земству.

Став крупным железнодорожным» подрядчиком, С. Поляков развернул обширную деятельность. Им были построены Курско-Харьковская, Харьковско-Азовская, Козлово-Воронежская, Ростовская, Орлово-Грязская, Фастовская и Бендеро-Галацкая железнодорожные линии.

Обеспечивая себе тылы и алиби, Поляков субсидировал рептильную прессу, в частности, газету М. Каткова «Московские ведомости», выступавшую за продолжение железнодорожного строительства.

С. Поляков контролировал не только железные дороги, но и ряд промышленных обществ, включая общество «Южнорусская каменно-угольная промышленность».

Самуил Поляков много занимался благотворительностью – вкладывал деньги в развитие и строительство учебных заведений. 

В конце 1880-х годов блестящая карьера Полякова как железнодорожного магната потерпела серьёзную неудачу. Когда в 1888 году на станции Борки Азовской железной дороги потерпел крушение императорский поезд, направлявшийся в Крым, в Ливадию, в котором находились Александр III и его семья, одним из её главных виновников назвали С. Полякова, хозяина Азовской дороги. Поляков нёс ответ-ственность потому, что в преддверии скорой скупки дороги казной признал выгодным увеличить её доходность сокращением расходов на ремонт и запустил колею до крайней степени. Катастрофа привела к падению престижа С. полякова в правительственных кругах и преждевременной смерти.

 

Савва Мамонтов, русский предприниматель, меценат

Отцом Саввы Ивановича был Иван Фёдорович Мамонтов, крупный акционер и директор общества Московско-Ярославской железной дороги, возглавляемого Ф. Чижовым.

В 1872 году, после смерти отца, по рекомендации Ф. Чижова Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Он был избран гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, признан членом московского купечества.

В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В 90-х годах XIX века Савва Мамонтов – в зените своей предпринимательской деятельности и меценатства. Он возглавляет Общество Московско-Ярославско-Архангельской дороги. Он считал эту дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

Узкоколейка в 600 вёрст от Вологды до поморского торгового порта и неудача на ней сломали всю его дальнейшую судьбу. Работы по сооружению колеи велись в сложных условиях. Приходилось преодолевать непроходимые болота, гиблые топи в сложной в геологическом отношении местности. Конкуренты и завистники обвинили руководителей Общества во всяческих злоупотреблениях и взятках.

С. Витте назначил правительственную комиссию. На основании её выводов 12 сентября 1899 года С. Мамонтов был арестован и заключён в тюрьму. В начале 1900 года он был лишён участия в Обществе Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, строительстве Вятской линии, отстранён от своих прежних должностей.

Однако дух старого предпринимателя, его любовь к искусству ещё не были сломлены. Савва Иванович и из тюрьмы продолжает руководить своим театром. Суд состоялся в июне 1900 года в Москве под председательством юриста и общественного деятеля Н. Давыдова, руководителя Гоголевской комиссии Общества любителей российской словесности. Оправдательный приговор был встречен бурными аплодисментами, Николай II выразил Мамонтову личное сожаление по поводу случившегося, но к железнодорожному строительству почти разорённый Савва Иванович уже не вернулся.

Мамонтов, являясь одной из выдающихся личностей отечественной истории, оставил в ней заметный и глубокий след. В знак его заслуг как видного строителя рельсовых путей, пионера сооружения Северной железной дороги, в Ярославле на территории вокзала Ярославль-Главный ему воздвигнут памятник, запечатлевший его энергию, ум, волю. Один из фирменных поездов, курсирующий от Архангельска до Москвы, по тому пути, который более 140 лет назад задумал строить Савва Иванович, носит гордое и человечное имя «Савва Мамонтов».


 

Андрей Чукарев, д. и. н., профессор Ярославского филиала МИИТа
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29