14 декабря 2018 08:38
фото: Роман Зангиров

Трудовая летопись, полная драматизма

Строительство станции Сольвычегодск велось на пределе человеческих сил и возможностей

Семьдесят лет со дня официального открытия станция Сольвычегодск отметила 30 октября.
Строительство станции, отсыпка путей и укладка рельсов на месте её основания началось в самый разгар войны, в 1943 году.

Пожалуй, самые драматичные страницы были вписаны в историю железных  дорог России во время строительства Печорской магистрали, позднее ставшей частью Северной железной дороги. Страна остро нуждалась в воркутинском угле, и от пропускной способности магистрали зависела сама Победа. Потому и уделялось столько внимания строительству новой станции, призванной в итоге стать узловой. Прежде всего нужна была крупная ремонтная база грузовых локомотивов и вагонов. И в тайге, в пятнадцати километрах к северо-востоку от Котласа, у ручья Гремучего, началось строительство. Название станция получила Сольвычегодск – так именовался старинный город на правом берегу Вычегды, расположенный в восьми километрах от неё.

Строили её заключённые, которые жили в бараках в лесу (так называемая «третья колонна»). Возле посёлка было шесть лагерей, а в районе – с полтора десятка.

«Если бы можно было взглянуть на стройку с высоты птичьего полёта, она напомнила бы муравейник, протянувшийся на сотни километров. Кто-то из строителей рубит лес, выкорчевывает пни, кто-то в тачках отвозит в сторону негодный грунт, торф и болотную жижу, кто-то взрывает горы и засыпает овраги. Работа шла круглые сутки, в две смены. Днём – при свете солнца, если оно было, а ночью свет обеспечивали кострожёги из слабосильной команды», – вспоминает один из участников строительства Печорской магистрали. Другой участник сооружения Сольвычегодского узла, осуждённый за антисоветскую агитацию, пишет в мемуарах: «Рабочая сила – заключённые и отбывшие сроки наказания без права увольнения. Преимущественно ручной труд, мало механизированный, без какой-либо промышленной базы. При полной необеспеченности лагерь, его население решало такие трудные задачи, предлагать которые в наше время безнадёжно. И это достигалось не всегда количеством, а усердием и терпением. Многие преждевременно ушли из жизни, их могилы потерялись в тайге. Они заслуживают доброй и благодарной памяти потомков».

И потомки помнят этот великий и скорбный подвиг: на вокзале станции Сольвычегодск установлен памятник строителям Печорской магистрали.

Сегодня Сольвычегодск – важнейшая участковая станция Сольвычегодского территориального управления СЖД. Она находится в пункте пересечения или примыкания не менее трёх железнодорожных линий, имеет сортировочную горку для роспуска прибывающих составов и формирования новых, двадцать только сортировочных путей. В её составе пять парков, максимальная длина путей – 71 условный вагон.

Как рассказал начальник станции Дмитрий Байдак, здесь трудятся более 200 человек, коллектив молодой и энергичный, средний возраст работающих – 32 года. Он регулярно подтверждает звание образцового железнодорожного узла, занимает призовые места в производственных соревнованиях.

Славится станция успехами комплексных производственных бригад, узловой рабочей группы, реализованными проектами бережливого производства.

Коллектив достойно подошёл к юбилею. За 9 месяцев нынешнего года отправлено 10 977 поездов, за тот же период прошлого года – 10 598, количественные показатели выполнены в полном объёме. С превышением выполнен план отправленных вагонов, в том числе как с переработкой, так и без неё, по вагонообороту, расформированию составов на горке и ряду других показателей.

Празднование знаменательной даты прошло и торжественно, и эмоционально. Говорились искренние слова в адрес ветеранов, всех, кто трудился здесь ранее и трудится сейчас. Награды от руководства дороги, губернатора Архангельской области, РОСПРОФЖЕЛа, Центральной дирекции управления движением и другие получили более трёх десятков работников станции. Прошёл и концерт, показавший, что железнодорожники не только сильны в профессии, но и обладают многочисленными талантами.

– Эта дата в истории – отличный повод вспомнить главные вехи в жизни станции и отметить лучших работников, которые своим трудом пишут славную летопись трудовых побед, – сказал заместитель главного инженера Северной железной дороги Владимир Гусев.
Владимир Савичев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30