23 октября 2018 12:50
фото: Роман Зангиров

Чёрный Лебедь во всей красе

В Ярославль прибыл новый паровоз-памятник серии Л

«Лебедянку» установили на проспекте Фрунзе, на территории спортивного комплекса «Локомотив», в честь 150-летия Северной магистрали.
Огромная машина и впрямь напоминает чёрного лебедя. Паровоз серии Л – знаменитый советский магистральный грузовой локомотив типа 1-5-0 был спроектирован Львом Лебедянским в конце Второй мировой войны совместно с Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством академика Сергея Сыромятникова. Выпускался с 1945 по 1955 год.

В начале 1944 года начали резко расти объёмы грузоперевозок. Время требовало от инженеров новых проектов. Решение задачи по проектированию нового типа локомотива взял на себя академик Сергей Сыромятников и за короткие сроки сделал первые намётки грузовых паровозов для послевоенной постройки. Для обеспечения растущих объёмов грузоперевозок группа Сыромятникова рекомендовала в первую очередь строить паровозы типа 1-5-0 со сцепной массой 90 тонн. Конструируя новую модель, инженеры должны были создать экономичный паровоз, пригодный для обращения на всей сети железных дорог Советского Союза без значительных ограничений скорости. Завершить  проектирование и постройку этой серии они должны были в самые короткие сроки.

Время поджимало. Народный комиссариат путей сообщения одобрил проект конструкторов Коломенского завода. 5 октября 1945 года первый паровоз новой конструкции, имевший обозначение П-0001 («Победа», заводское обозначение – П32), совершил первый рейс от Коломны до станции Рыбное и обратно, причём на обратном пути с поездом массой 2 300 тонн. В том же году завод смог изготовить и второй паровоз – П-0002.

За разработку нового грузового и, что самое главное, весьма эффективного паровоза инженеры, среди которых был и Лев Лебедянский, в 1947 году удостоены звания лауреатов Сталинской премии.

Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение «серии Л» по фамилии его главного конструктора Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001–0078 и № 1001) также получили обозначение «Л».

Среди работников стальной магистрали и любителей железнодорожного транспорта за паровозом закрепились прозвища «Лебедянка» и «Лебедь».

За годы производства было построено 4 199 паровозов серии Л. Также известно, что идею подхватил Ворошиловградский паровозостроительный завод и выпустил один опытный паровоз Лк4276. В общей сумме паровозов серии Л насчитывается 4 200 штук.

Вопреки распространённому заблуждению именно паровоз серии Л, а не П36, выпуск которых начался лишь в 1950 году, носил официальное название «Победа».

До Ярославля чёрный красавец с алой звездой добирался долго. Даже пришлось перекрыть на время дороги. Однако результат того стоил.

– Памятник – это своего рода дар жителям и гостям города, – подчеркнул главный инженер СЖД Алексей Кошубаров. – Его установка послужит нашей общей цели – сохранению культурно-исторического наследия ОАО «РЖД». В виде такого символичного подарка к 150-летию Северной магистрали мы передаём свои лучшие традиции подрастающему поколению. Уверен, этот локомотив станет одним из самых красивых монументальных объектов Фрунзенского района.
Катерина Туркина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31