21 августа 2018 02:58
фото: Марина Медяник

По-хозяйски уверенно он шёл дорогой Северной

Восемнадцать лет Иван Кирбачёв посвятил развитию железнодорожного транспорта за Полярным кругом. Руководил Воркутинским отделением Северной железной дороги, десять лет возглавлял Сольвычегодское отделение.
Когда Иван Кирбачёв, ленинский стипендиат Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта, в далёком 1966 году защитил диплом с отличием, получил право выбора места работы в любом уголке страны. Выбор пал на Кемеровский край, разрекламированный дядей.

Трудовой путь начал в Прокопьевске дежурным по станции в транспортном управлении комбината «Кузбассуголь», но очень скоро был назначен на должность главного инженера транспортного управления. Здесь, на ведомственной железной дороге, не только состоялось его профессиональное становление, но и сформировались основные подходы к руководству большим коллективом.

В 1973 году Кирбачёва направили на Север, утвердив в должности начальника погрузочно-транспортного управления – заместителя начальника комбината «Воркутауголь».

В то время комбинат включал в себя 13 угольных шахт, большое железнодорожное хозяйство с вагонным и локомотивным депо. Однако дела в управлении шли не очень хорошо, на железнодорожников поступало много нареканий. Ивану Кирбачёву в короткий срок удалось наладить производственный процесс и организовать работу транспортников на должном уровне.

Однажды его вызвали в Воркутинский горком КПСС – он был членом горкома и депутатом Воркутинского городского совета народных депутатов – и рекомендовали на должность начальника Воркутинского отделения Северной железной дороги.  Предложение у Ивана Сергеевича энтузиазма не вызвало: как железнодорожники встретят «шахтёра», хоть и коллегу, но совсем из другой отрасли? Да и зарплата на прежней работе раза в полтора больше! Но в горкоме твёрдо сказали: «Надо! Если член коммунистической партии, выполняй!». Согласились только с тем, что начинать лучше с заместителя начальника, чтобы осмотреться и познакомиться с людьми.  

Так в 1981 году Иван Кирбачёв оказался на Северной магистрали. Как и ожидал, воркутинские железнодорожники на первых порах к новому руководителю отнеслись с недоверием, но он быстро доказал, что дело знает.

Период работы начальником Воркутинского отделения СЖД (1985–1991) Иван Сергеевич считает самым ярким в трудовой биографии.

В 1988 году в Печорском угольном бассейне был достигнут максимальный объём добычи угля за весь период освоения – 31,2 млн тонн в год. Продукцию вывозили по стальной магистрали, железнодорожники принимали с шахт Воркуты и Инты до 1 500 вагонов угля в сутки. Порожние полувагоны поступали под погрузку с разных дорог, в большинстве своём с неисправными и неочищенными кузовами, на их подготовку под погрузку приходилось тратить много времени и средств. На основных погрузочных станциях Мульда, Воркута, Инта создали механизированные пункты подготовки вагонов, полностью загрузили мощности вагонного депо на станции Воркута. Работали в единой команде с угольщиками и, несмотря на трудности, вывоз угля с предприятий Инты и Воркуты обеспечивали в полном объёме.

В 1989 году в Воркуту прибыли председатель Совета министров СССР Николай Рыжков и министр путей сообщения Николай Конарев. После того как высокие гости отправились на шахту «Заполярная» для встречи с шахтёрами,  началась мощная пурга. Николай Конарев успел вернуться в город, а Николай Рыжков оказался отрезанным от мира северной стихией посреди кольцевой автодороги. Операцию по его спасению из снежного плена проводил Иван Кирбачёв. Председателя Совета министров СССР вывезли из тундры на вездеходах, которые одолжили у пограничников. Впечатлённый, он потом сказал, что каждый воркутинец достоин звания героя только за то, что живёт в таких условиях. Николай Конарев, наблюдавший за начальником Воркутинского отделения СЖД в работе, представил его к награждению знаком «Почётный железнодорожник».

В 1991 году Иван Кирбачёв был назначен заместителем председателя Государственного комитета Республики Коми по промышленности, транспорту и связи. Послужив чиновником полгода, понял, что кабинетная деятельность не для него, душа просит простора, реальной работы и стука колёс. Кирбачёв было засобирался на Гомельщину, однако начальник Северной железной дороги Виталий Предыбайлов предложил ему возглавить Сольвычегодское отделение дороги.

Сложное было время: в обществе неспокойно, шахтёры выходили на рельсы, началось «брожение» и в железнодорожных коллективах. Иван Сергеевич проявил себя тонким дипломатом и мудрым руководителем, повернув дело так, чтобы ни у кого не возникло повода остановить работу и присоединиться к забастовочному  движению, – не допустил волнений на предприятиях отделения.

По инициативе Ивана Кирбачёва началась реконструкция локомотивного депо Сольвычегодск, построили цех текущего ремонта тепловозов.

В локомотивном депо Кулой практически заново возвели современную котельную. В вагонном депо Сольвычегодск быстрыми темпами создали вагоноколёсные мастерские. Реконструировали вагонное пассажирское депо Котлас – предприятие стало основной базой ремонта пассажирских  вагонов Северной магистрали. В Сольвычегодске, Котласе, Кулое, Вельске построили многоквартирные жилые дома, в надлежащее состояние привели вокзальные и станционные здания. Осваивали новые виды ремонта подвижного состава, росли объёмы работ. Это позволило транзитному отделению в условиях сокращения объёмов погрузки работать с хорошими экономическими показателями, решать социальные проблемы тружеников предприятий, даже несмотря на неблагоприятные тенденции в экономике в целом.

В начале 2000-х Иван Кирбачёв переехал в Ярославль, где живёт его сын, который пошёл по стопам отца – трудится на стальной магистрали. Здесь Иван Сергеевич работал помощником начальника дороги, в течение десяти лет возглавлял Ярославский филиал АО «Страховая компания «ТЭСТ-ЖАСО».

– Люди любили работать с Иваном Сергеевичем, поскольку, несмотря на жёсткость и требовательность, он справедливый руководитель, который умеет правильно расставить акценты и чётко сформулировать задачи, – отметил председатель МКСВ СЖД Вячеслав Лозюк, которому довелось не один год трудиться вместе с Иваном Кирбачёвым.

На заслуженный отдых Иван Сергеевич вышел в 2012 году, в возрасте 73-х лет. Его энергии и сейчас можно позавидовать. По утрам делает зарядку, много читает, следит за общественными процессами в стране и в мире. Старается быть в курсе событий магистрали, поддерживает отношения с бывшими коллегами, входит в состав Совета старейшин Северной железной дороги.
Марина Медяник
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31