15 декабря 2018 03:48
фото: Роман Зангиров

Дорога любит порядок

Хищения железнодорожного имущества и проказы подростков – угроза безопасности движения

Тимур Левашёв, заместитель начальника Северного регионального центра безопасности ОАО «РЖД»:

За шесть месяцев 2018 года на полигоне Северной железной дороги было совершено 81 хищение железнодорожного имущества на общую сумму более 1 млн 932 тыс. руб.,  задержаны 72 злоумышленника.

– Тимур Львович, как вы оцениваете криминогенную обстановку на дороге?

 

– В последние годы неизменно идёт снижение количества преступлений и происшествий. Так, в аналогичном периоде прошлого года было совершено 103 хищения (на 21,4% больше, чем в нынешнем), а ущерб от них составил 2 млн 155 тыс. руб. Если сравнить с прежними годами, то разница ещё очевиднее: в первом полугодии 2011 года на полигоне дороги было зафиксировано 472 факта хищения железнодорожного имущества. Но при этом, увы, пока не удаётся стабилизировать ситуацию с участием в хищениях работников компании. За шесть месяцев текущего года за участие в противоправных деяниях задержаны 11 железнодорожников (в первом полугодии минувшего года – восемь).

 

– Что чаще всего становится объектом преступных посягательств?

 

– Здесь картина практически не меняется. Воришек привлекают материалы и детали верхнего строения пути, изделия из цветных металлов, дорогостоящее специальное железнодорожное оборудование малой механизации (рельсорезные станки, гайкошуруповёрты и т. п.), ну, и, конечно, дизельное топливо.

 

Так, в конце мая на 246 км перегона Семибратово – Коромыслово работниками ШЧ-2 обнаружено разоборудование двух светофорных мачт, установленных на пешеходном переходе через железнодорожные пути. Были похищены две светодиодные головки светофора и четыре лампы. К сожалению, по горячим следам раскрыть преступление не удалось.

 

Есть и оригинальные примеры: в конце июня при проведении оперативно-розыскных мероприятий в Рыбинске сотрудники полиции задержали «ГАЗель», в кузове которой находилось шесть металлических створок от ворот. Как выяснилось, трое местных безработных граждан прихватили их на неохраняемой территории грузового двора станции Рыбинск-Товарный.

 

Наиболее часто посягают на железнодорожное имущество в Ярославском ре-гионе. За полгода 2018-го здесь совершено 47 хищений на сумму 1 млн 594 тыс. руб. На втором месте, но с большим отрывом от «лидера», – Вологодский реги-он – 20 случаев с ущербом в 134 тыс. руб.

 

– Особую угрозу для безопасности движения поездов представляют несовершеннолетние хулиганы. Как обстоят дела на этом участке?

 

– На дороге идёт стабильное снижение подобных правонарушений, как и в целом улучшение криминогенной обстановки, но совсем их пресечь вряд ли будет возможно в обозримом будущем.

 

За описываемый период получено 25 сообщений об обнаружении на объектах железнодорожного транспорта подозрительных предметов с признаками взрывного устройства (в прошлом году – 53). В двух случаях причастных смогли установить. Девять раз накладывали на рельсы посторонние предметы, задержаны шесть человек – в основном «любознательная» молодёжь.

 

Как наглядный пример: в июне на перегоне Койты – Човью машинист грузового поезда успел применить служебное торможение, вовремя заметив лежащие на головке рельса две автомобильные покрышки. Члены локомотивной бригады препятствие устранили, и через три минуты состав вновь отправился в путь, а прибывшие на место сотрудники полиции и специализированной группы стрелковой команды станции Микунь отработали близлежащую территорию и жилой сектор и оперативно разыскали трёх пытливых юношей из Сыктывкара. Подростков передали родителям, семейный бюджет которых из-за подобных опасных «экспериментов» их чад теперь существенно пострадает.

 

Четырежды обкидывали проезжающие поезда камнями, к счастью, без серьёзных последствий. Неугомонные любители вагонного граффити отметились шесть раз.

 

Всё это, понятно, проделки подростков, но проявили себя и вполне взрослые граждане, решившие развлечься под влиянием винных паров. Поступило пять анонимных сообщений о минировании железнодорожных объектов. Сотрудники полиции оперативно вычислили всех лжетеррористов, и теперь против двоих возбуждены уголовные дела по статье 207 УК РФ («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»).

 

– Какие меры являются наиболее эффективными в борьбе с правонарушениями?

 

– В первую очередь, координация действий, тесное ежедневное сотрудничество всех правоохранительных служб. В этом отношении высокую эффективность показывает работа Комитета по транспортной безопасности региональной оперативной комиссии СЖД. В ней принимают участие наряду с руководителями дороги и сотрудниками Северного регионального центра безопасности и руководители линейных подразделений транспортной полиции и филиала ФГП «ВО ЖДТ России» на СЖД, транспортной прокуратуры. Кроме того, постоянно приглашаются сотрудники территориальных управлений ФСБ, территориальных правоохранительных органов, представители регионального и местного самоуправления, руководители частных охранных предприятий. На заседаниях разрабатываются мероприятия по стабилизации оперативной обстановки и обеспечению защищённости объектов ОАО «РЖД» от актов незаконного вмешательства, принимаются решения, направленные на реализацию конкретных мер.

 

Продолжается реализация Плана мероприятий по профилактике и противодействию хищениям на полигоне Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» на 2017–2018 гг. В территориальных управлениях дороги сотрудники отделов Северного РЦБ регулярно проводят рабочие встречи с руководителями правоохранительных органов, отрабатывают вопросы организации взаимодействия, уточняют задачи по повышению эффективности работы.

 

Сотрудники центра принимали участие в организации семи совместных с правоохранительными органами профилактических мероприятий. Проведено 42 совместных целевых рейда на наиболее криминогенных участках дороги, в результате которых задержаны 27 753 человека, 1 323 гражданина привлечены к административной ответственности.

 

Особое внимание уделяется профилактике правонарушений в школах и других образовательных учреждениях, детских летних лагерях, а также разъяснительной работе с родителями «трудных» подростков. Конечно, такие же процессы идут и в трудовых коллективах.

 

Эта работа приносит свои плоды, но полного успеха добьёмся лишь тогда, когда окончательно придёт понимание, что сохранность железнодорожного имущества, соблюдение порядка на железной дороге – забота не только «специальных людей», а каждого работника стальных магистралей.

Беседовал Владимир Савичев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31