23 октября 2018 13:17
фото: архив семьи Гусельниковых

По рельсам судьбы

Общий стаж династии Гусельниковых – Константиновых – около трёхсот лет

Родоначальник династии Гусельниковых – Константиновых пришёл работать ещё на Северо-Печорскую железную дорогу. В настоящее время представители семьи трудятся как на Северной, так и на Горьковской магистралях.
Родоначальник династии – Николай Гусельников. Родился в 1894 году и во время Гражданской войны воевал за Красную Армию в рядах Чапаевской дивизии, о чём свидетельствует архивная фотография, бережно хранимая его потомками. Какие обстоятельства сопутствовали его приходу на Северо-Печорскую железную дорогу, неизвестно. Зато члены семьи точно знают, что перед началом, во время и после Великой Отечественной войны бывший чапаевец заведовал складом топлива. Миссия была настолько важной, что на фронт его не взяли, оставив при своём деле на железной дороге. Кроме самоотверженного труда вместе с женой Марией Ивановной они внесли ещё один важный вклад в развитие железных дорог – шестеро детей, двое из которых пошли по стопам отца.

Старший сын, Павел, родился в 1923 году и успел побывать на фронте. С войны он, к счастью, вернулся и всю жизнь трудился машинистом паровоза в локомотивном депо Кулой.

С этим депо связал свою жизнь и его сын, внук Николая Фёдоровича, Леонид Гусельников (1951 года рождения). Он также добросовестно и ответственно работал машинистом тепловоза вплоть до выхода на заслуженный отдых. За безупречный труд его наградили знаком «Почётный железнодорожник».

Ещё один сын родоначальника династии, Анатолий Гусельников, появился на свет в 1929 году и также посвятил свою трудовую жизнь локомотивному депо Кулой. Водил паровозы до начала 1970-х годов, а затем, когда на дорогу поступили тепловозы, карьеру пришлось строить заново. Опытный железнодорожник с готовностью пошёл в помощники машиниста тепловоза, одновременно получая образование в Вологодском железнодорожном техникуме. Через несколько лет он стал старшим машинистом, с этой должности и вышел на пенсию.

Стальная магистраль подарила ему и встречу с будущей женой Софией. Она работала в товарной конторе на станции Усть-Шоноша до конца трудовой биографии. Пара дала жизнь четверым детям, трое из которых получили высшее образование. Железнодорожную династию продолжила дочь Татьяна.

– Любовь к железной дороге и знания о ней, её запах мы впитали буквально с младенчества, – рассказала Татьяна Гусельникова-Константинова, – мы с детства были частью этого особого мира, со своими обычаями, законами и понятиями о долге, порядочности, чести.

Семья жила в паре сотен метров от железной дороги, дети видели и слышали поезда, которые проходили по путям, пролегающим вдоль посёлка, общались и дружили с соседскими детьми, чьи родители также работали на стальной магистрали.

По воспоминаниям дочери, Анатолий Николаевич был очень начитанным и эрудированным человеком, мог с лёту вспомнить буквально любую историческую дату. А уж когда они с друзьями заговаривали о работе, у слушателей складывалось впечатление, что дай им волю, смогут разобрать паровоз до последнего винтика, а потом собрать его так, что тот станет лучше прежнего – настолько досконально знали устройство машины.

Отец очень хотел, чтобы Татьяна продолжила династию, но к ней это желание пришло не сразу. Девушка лелеяла мечту стать юристом. Но в выбранное учебное заведение поступить не смогла. Когда, окончив железнодорожный вуз, всё-таки  пришла работать на дорогу, словно окунулась в родную стихию. На Северной Татьяна отработала 10 лет. Затем благодаря организаторским способностям и стремлению сделать жизнь окружающих людей лучше судьба доверила ей представлять интересы односельчан в поселковой администрации, с чем женщина отлично справлялась много лет. На заслуженный отдых она вышла с должности главы администрации посёлка Усть-Шоноша.

Её муж, Александр Константинов, как и отец с дядей Татьяны, посвятил железной дороге всю трудовую жизнь. Ещё не определившись с будущей профессией, молодой человек приехал в Кулой навестить брата, который работал в депо машинистом, и в итоге сам пополнил штат машинистов локомотивного депо. Они с Татьяной воспитали троих сыновей.

Все они получили высшее образование и стали достойными представителями своей семьи.

Сейчас работающее поколение династии Гусельниковых – Константиновых на Северной железной дороге представляют Александр Константинов (племянник мужа Татьяны), который уже более 20 лет работает в вагонном депо Кулой, и сын Татьяны и Александра Евгений – он работает электромехаником в Вологодской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

Создав семью, Татьяна и Александр объединили две железнодорожные династии в одну. В неё вошли ещё трое братьев Константиновых, которые остались на родине и работают в эксплуатационном локомотивном депо Агрыз Горьковской железной дороги, а также их жёны и дети. Всех представителей династии отличает приверженность трудовым традициям, заложенным их предками, и гордость за семью и железную дорогу.
Ирина Лебедева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30