19 августа 2018 01:28
фото: архив «СМ»

Самый эффективный индикатор

СЖД держит курс на повышение экономической результативности производственной деятельности

Илья Чубачин, начальник финансово-экономической службы СЖД:

В минувшем году СЖД выполнила основные производственно-экономические показатели. В 2018 году перед магистралью стоит задача поднять планку на новую высоту.

– Илья Александрович, насколько важно, чтобы экономическая работа на предприятии соответствовала современным требованиям?

 

– Современные требования к экономической работе на железной дороге всё дальше выходят за рамки периодического планирования, расчёта отдельных показателей финансового положения или подготовки управленческой отчётности. Сегодня необходимо обеспечить комплексное рациональное управление экономикой перевозочного процесса, сбыта, логистики и социального развития с учётом отраслевой специфики, техники, технологии и информационной среды.

 

Экономика на предприятии – самый первый индикатор, сигнализирующий об изменении условий хозяйствования и необходимости поиска новых технологических решений. Сегодня важно управлять экономическими взаимосвязями между всеми участниками перевозочного процесса и глубоко понимать структуру их затрат. Кроме того, чтобы принять верное управленческое решение важно уметь максимально точно прогнозировать доходы и расходы, уровень цен на ресурсы и предлагаемые клиентам продукты. Выстроенная на данных принципах экономическая работа позволяет точнее реагировать на изменения.

 

 

– Как СЖД справилась с производственно-экономическими показателями в 2017 году?

 

– По итогам года дорога выполнила основные производственно-экономические показатели деятельности. На 1% к уровню прошлого года увеличен тарифный грузооборот и погрузка. Привлечены к перевозкам дополнительные объёмы чёрных металлов, нефтяных и лесных грузов.

 

Успешно реализованы мероприятия дорожной комплексной программы повышения эффективности деятельности. Выполнение программы составило 106%, или более 3 млрд руб., в том числе получены дополнительные доходы за оказанные транспортно-логистические услуги в размере 1,3 млрд руб.

 

В текущем году дорога нацелена следовать выбранному курсу на повышение экономической результативности производственной деятельности. В планах – поднять планку эффективности работы малоинтенсивных железнодорожных линий на 0,3 млрд руб., привлечь дополнительные доходы в размере не менее 1,2 млрд руб. Снижение непроизводительных потерь не менее чем на 17% к прошлому году должно быть достигнуто за счёт повышения качества эксплуатационной работы и исключения потерь в локомотивном комплексе.

 

 

– В целях совершенствования технологии на дороге созданы узловые рабочие группы (УРГ). Что делается для повышения эффективности  их работы?

 

– Считаю, что работу УРГ необходимо выводить на качественно новый уровень. Применение современных инструментов и методик при проведении комплексной технологической и финансово-экономической оценки принятых решений позволит оптимизировать производственную деятельность. Напомню, что в случае, если затраты возникают  у дирекции – держателя бюджета, а эффект получают дирекции – держатели процесса, существует механизм проведения бюджетного регулирования на бюджетном комитете начальника железной дороги. Такой порядок повышает заинтересованность всех причастных подразделений УРГ в реализации межфункциональных проектов внедрения технологий бережливого производства.

 

На премирование участников УРГ выделяются значительные мотивационные ресурсы из фонда начальника железной дороги. Сумма, направленная на поощрение в 2017 году, составила 1,6 млн руб.

 

 

– Как сейчас меняется экономическая работа на СЖД?

 

– Уже сегодня перспектива полигонной модели организации перевозочного процесса указывает на необходимость дальнейшего совершенствования механизмов бюджетного регулирования. Предвосхищая развитие технологии, коллектив службы экономики и финансов выработал новую концепцию – формирование единого наряд-заказа на выдачу локомотивов и бригад грузового движения в границах полигона. Параметры объединённого наряд-заказа станут основой формирования и оценки сводных бюджетов производства и затрат территориальных дирекций тяги в грузовом движении. Бюджетные показатели, характеризующие использование тяговых ресурсов на полигоне, должны в оперативном автоматизированном режиме давать руководителю возможность принимать своевременные управленческие решения.

 

На успешную экономическую работу в будущем можно рассчитывать только при условии создания её компетентной основы сегодня. И начинать надо со студенческой скамьи. В этом году мы стали привлекать наиболее активных студентов – целевиков СЖД, обучающихся в ведущих транспортных вузах страны – ПГУПСе и РУТе. Творческий потенциал молодёжи планируется использовать при формировании и расчёте эффективности ключевых инвестиционных проектов. 

 

Такой подход будет способствовать профессиональному развитию целевиков, станет хорошей стартовой площадкой для их дальнейшего карьерного роста. А для действующих работников экономического блока это станет хорошим конкурентным стимулом, «напитает» их свежими идеями и современными подходами к решению задач.

 

 

– Внедряются ли принципы процессного управления в экономике структурных подразделений?

 

– В соответствии с Программой мероприятий по расширению применения процессного подхода и повышению эффективности деятельности продолжим активное внедрение принципов процессного управления в экономике и финансах структурных подразделений, находящихся в зоне ответственности железной дороги.

 

Необходимо научиться расставлять приоритеты перед участниками процесса, ориентироваться на результат процесса, обеспечивать его прозрачность, находить пути улучшения. Это позволит снять напряжение между смежными подразделениями, исключить дублирующие и нерезультативные действия и функции. Преимущества процессного подхода очевидны: синхронизация плана производства с планом затрат и доходов, повышение слаженности производственной деятельности, снижение эксплуатационных затрат, выявление и минимизация непроизводительных потерь.

 

Уверен, что применение процессного подхода улучшит качество оказываемых услуг, будет содействовать росту объёма погрузки, увеличению грузо- и пассажирооборота, а также удовлетворённости клиентов.

 

 

– Как обстоят дела с развитием цифровых технологий?

 

– В условиях стремительного развития цифровых технологий мы видим перспективу перевода отдельных финансовых процессов в цифровой режим.

 

В январе текущего года финансово-экономический блок СЖД выступил с инициативой использования цифровых технологий в процессе проведения платежей. Основная цель – существенно упростить процедуру формирования и согласования платежей, усилить контроль за соблюдением расчётной дисциплины, значительно сократив при этом дублирующие функции, а соответственно, и трудозатраты.

 

Для решения данной задачи потребуется доработка программного обеспечения ЕК АСУФР и АС ЕРД. Конечным результатом видится полная роботизация платежных операций при их соответствии заданным параметрам и набору условий, включенных в алгоритм программы. Для автоматического проведения платежей необходимо задать жёсткие, с высокой степенью защищённости и надёжности критерии, не позволяющие отклониться от заданных системой правил, максимально исключив неблагоприятное влияние человеческого фактора.

 

Цифровизацию процесса платежей планируем проводить поэтапно. На начальной стадии принято решение о внедрении электронного документооборота между участниками процесса и отказ от излишних дублирующих промежуточных операций.

 

На старте 2018 г. напомню коллегам-экономистам о нашей общей высокой ответственности за порученную работу. За цифрами и отчётностью мы обязаны видеть суть технологического процесса, быть надёжными партнёрами инженерного корпуса железной дороги в решении производственных задач. Важно понимать, что предусмотренные в бюджете средства должны обеспечивать безаварийную работу, восполнение технического износа основных производственных фондов, прежде всего железнодорожной инфраструктуры.

 

В текущем году необходимо усилить контроль за исполнением бюджета затрат. Временно невостребованные ресурсы следует своевременно перераспределять на другие цели, не допускать необоснованной экономии бюджета.

 

Экономическая цель любого хозяйственного процесса – стратегический баланс между риском и доходностью. И наша задача обеспечить этот баланс. Раскрывайте свои лидерские качества, больше новизны в предложениях, выше уровень профессиональной компетенции!

Беседовала Ирина Лебедева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28