22 апреля 2018 19:28
фото: архив МКСВ

Инженер милостью божией

Виктор Леонов из когорты руководителей Северной магистрали, душой радевший о её развитии

На Северной дороге мне посчастливилось работать со многими людьми, подчинёнными интересам дела, которые, решая задачи текущей деятельности и развития дороги, оставили яркий след в истории магистрали. Виктор Леонов в их числе.
Виктор Васильевич Леонов родом из Воронежской области. Трудовую деятельность начал монтёром связи Бобровского линейного участка после освобождения родного города Боброва от немецких оккупантов. В 1950 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. В. Н. Образцова.

После окончания института инженер-механик паровозного хозяйства по распределению был направлен в паровозное депо Буй Северной железной дороги. Работал в должностях бригадира и мастера цеха промывочного ремонта паровозов, мастера котельного цеха. В депо было очень мало специалистов, имеющих базовое профильное образование, на руководящих должностях преобладали практики. Молодой, энергичный и инициативный специалист быстро обратил на себя внимание умением и знанием методов и путей решения самых сложных производственных задач. Поле деятельности для приложения сил было неограниченное. В депо поступали новые паровозы серии Л, заменявшие СО и Э. Для их успешной эксплуатации требовались внедрение соответствующих технологий и квалифицированные специалисты и рабочие.

Виктор Леонов в работе постоянно проявлял деловую хватку и способности организатора, благодаря которым в короткий срок был переведён на должность мастера цеха промывочного ремонта, а через несколько месяцев возглавил самый сложный – котельный цех.

Успешная трудовая деятельность Виктора Васильевича удачно сочеталась с участием в комсомольской и общественной жизни, он редактировал деповскую еженедельную стенгазету «Паровозник».

Закономерно, что сочетание огромного потенциала и энергии в одном человеке стали основой карьерного роста. В 1952 году Виктор Леонов был назначен заместителем начальника депо по эксплуатации, а в 1954-м – заместителем начальника депо по ремонту.

С 1954 по 1958 год работал в должности главного инженера локомотивного депо Буй. Однако Виктор Васильевич никогда не был карьеристом, просто всегда старался добросовестно выполнять порученное дело.

Все, кому довелось близко знать Виктора Леонова, отмечали его скромность, интеллигентность в обращении с подчиненными, заботу и внимание о рядовых тружениках.

В связи с принятием ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления о техническом перевооружении железнодорожного транспорта в 1956 году он поступил во Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта, который успешно окончил по специальности «инженер-электромеханик». 25 апреля 1959 года Виктора Леонова перевели на должность главного инженера Буйского отделения СЖД.

Начало работ по переводу участков Буйского отделения, являющихся частью Транссиба, с паровозной на электрическую тягу переменного тока для Виктора Леонова стало очередной ступенью в приложении знаний, приобретённых за годы учёбы в институте. 9 ноября 1962 года Виктор Васильевич вступил в должность начальника локомотивного депо Буй, сменив Павла Яковлевича Пасынкова, работавшего на этом ответственном посту с 1939 года. Многолетний труд под началом Пасынкова стал доброй школой для Леонова.

Переход на тепловозную тягу для депо Буй по существу имел значение, равносильное второму рождению. В депо начали поступать новые тепловозы серии ТЭ3. В возглавляемом Виктором Леоновым коллективе хорошо понимали, какую огромную работу предстоит выполнить для успешного освоения нового вида тяги. Объём работы предстоял огромный. Во вновь построенном при его непосредственном участии и введённом в эксплуатацию огромном производственном корпусе создавалась первая на Северной магистрали технологическая база для текущего ремонта тепловозов. Опытных и знающих специалистов по этой тематике в депо не было, мало их было вообще в стране. Но Виктор Леонов нашёл возможность обучить инженеров депо В. Доброславова и Е. Страшинского и пригласить на работу несколько подготовленных инженеров из соседних депо, в их числе замначальника депо по ремонту И. Братова из Красноуфимска и машиниста-инструктора Д. Самородова – из Вологды. Параллельно полным ходом была организована подготовка локомотивных бригад и ремонтного персонала. Учились практически все – от рядовых слесарей и лаборантов до руководителей предприятия. К моменту перехода на тепловозную тягу полностью окончили курс обучения 130 машинистов, 105 помощников машиниста, более 50 слесарей.

Первый поезд с тепловозом ТЭ3 под управлением машиниста Н. Зайцева и помощников машиниста Е. Бахвалова и Ю. Прохорова был проведён по участку Буй – Вологда 20 октября 1962 года. С этого момента поступление тепловозов в депо приняло массовый характер. Ввод в эксплуатацию новых локомотивов потребовал огромного напряжения в работе руководителей и специалистов депо. Полностью менялись технологии эксплуатации, ремонта, технического обслуживания, экипировки, организации работы локомотивных и ремонтных бригад. На ходу менялись станки и оборудование, ощущался недостаток многих приспособлений и оснастки, не было опыта и методик определения и устранения отказов дизель-электрических локомотивов.
Полным ходом шла реконструкция ремонтных цехов и сооружение новых. В механическом, дизель-агрегатном, аккумуляторном, электромашинном цехах и цехе профилактики установили девять мостовых кранов грузоподъёмностью от 2 до 10 т. Одновременно нужно было обеспечить вывод из эксплуатации, консервацию и постановку в запас МПС огромного количества паровозов.

Высокая квалификация, спокойная уверенность в правильности действий Виктора Леонова, абсолютная поддержка его начинаний тружениками коллектива и общественных организаций предприятия явились теми слагаемыми, которые обеспечили безусловный успех в решении сложнейших производственных задач.

Развитие технического прогресса шло стремительно. Ещё не полностью освоили в депо Буй эксплуатацию и ремонт тепловозов, а уже наступил черёд освоения более масштабных задач.

В это время круто изменилась судьба и самого Виктора Леонова. Его успехи в руководстве коллективом локомотивного депо Буй были по достоинству оценены руководством Северной железной дороги. 10 октября 1964 года он был назначен начальником Буйского отделения.
Начались работы по электрификации направления Данилов – Свеча на переменном токе. Одновременно были развёрнуты работы по строительству вторых путей на участке Буй – Николо-Полома. При электрификации участка Данилов – Буй на переменном токе предстояло решить задачу стыкования систем постоянного и переменного тока на станции Данилов, которая к тому времени была электрифицирована на постоянном токе в составе проекта электрификации участка Ярославль-Главный – Данилов. Трудность заключалась в том, что проектных решений такого рода наработано не было. Для разработки и создания проектной документации на реконструкцию станции Данилов требовалось время, несопоставимое со сроками ввода в эксплуатацию электрифицированного участка Данилов – Буй.

Учитывая сложившуюся ситуацию, МПС СССР приняло решение при вводе в эксплуатацию электрифицированного участка Данилов – Буй использовать восьмиосные электровозы двойного питания ВЛ82, строительство которых ещё только осваивалось на Новочеркасском электровозостроительном заводе.

Виктору Леонову пришлось решать весь комплекс вопросов с переводом тягового обслуживания на электрическую тягу. В условиях интенсивного и возрастающего движения он координировал работу эксплуатационников и строителей, умело организовывал переход локомотивных депо Буй и Шарья на новый вид тяги, руководил электрификацией участков Данилов – Буй, Буй – Николо-Полома, строительством вторых путей на участке Буй – Николо-Полома, переустройством станций, устройств СЦБ и связи, реконструкцией локомотивного депо Буй для эксплуатации электровозов. Интенсивно шло переучивание руководителей, специалистов и рабочих массовых профессий для эксплуатации новых локомотивов. Только перечисление крупномасштабных производственных задач свидетельствует, насколько сложными они были для реализации в условиях обеспечения возрастающих перевозок на одном из грузонапряжённых направлений СЖД.

В 1968 году на участке Данилов – Буй – Николо-Полома были закончены работы по электрификации. На станциях Любим, Галич, Антропово построены электрические тяговые подстанции и смонтированы сети их электроснабжения, завершено переобучение локомотивных бригад и ремонтного персонала локомотивного депо Буй. Все машинисты и помощники прошли обучение в локомотивном депо Ярославль-Главный. Обучены и прошли производственную практику электромеханики СЦБ и связи. Полностью укомплектован персонал Буйской дистанции электроснабжения.

В сентябре в депо поступил первый электровоз серии ВЛ82, который использовали в качестве тренажёра для обучения локомотивных и ремонтных бригад. 29 декабря 1968 года со станции Буй до станции Данилов был отправлен первый поезд с электровозом ВЛ82 под управлением машиниста В. Баранова. В депо поступили 23 электровоза ВЛ82. Тепловозы ТЭ3, ТЭП10Л были переданы из депо Буй в другие депо сети и СЖД.

Виктор Леонов лично организовывал и контролировал ход всех работ по электрификации. Реконструкция станции Данилов с установкой оборудования стыкования систем переменного тока была завершена в 1972 году. В связи с этим электровозы ВЛ82 были переданы в локомотивное депо Купянск Южной железной дороги. В депо Буй поступили электровозы серии ВЛ60К, а после электрификации участка Николо-Полома – Свеча локомотивное депо Буй получило электровозы ВЛ80С, способные работать по системе многих единиц.

Под руководством Виктора Васильевича были внедрены и показали отличные результаты многие передовые технологии эксплуатации электровозов на удлинённых тяговых плечах и полигонах обращения, родились почины скоростного и экономичного вождения поездов локомотивными бригадами.

Виктор Леонов всегда охотно шёл на контакт с людьми, понимая, что в среде рабочих рождаются передовые идеи, вскрываются недостатки и упущения, приводящие к поражениям в выполнении производственных задач. Люди отвечали ему взаимностью и доверием. Именно во взаимоотношениях руководства и рядовых тружеников Буйского отделения и предприятий Буйского железнодорожного узла выражались успехи деятельности коллектива. Об этом свидетельствует статистика: 75 работников локомотивного депо Буй награждены орденом Ленина, 13 – орденом Трудового Красного Знамени, трое – орденом Октябрьской Революции, 14 – орденом «Знак Почёта», 66 – знаком «Почётному железнодорожнику». Виктора Леонов – Почётный железнодорожник, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».


Сегодня часто звучит определение «застойные годы» в экономике СССР. Странное определение, вызывающее у старшего поколения недоумение. Весьма напряжённый пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1966–1970 годы был успешно выполнен: национальный доход вырос на 41,5%, реальные доходы населения – на 33%, производство продукции промышленности – на 50,5%, сельского хозяйства – на 21%, построено 1 900 крупных промышленных предприятий и объектов. Конечно, эти успехи были бы невозможны без слаженной и эффективной работы железнодорожного транспорта.

Кроме основных производственных задач на дороге в то время решались крупномасштабные социальные проекты. Ежегодно вводилось в эксплуатацию около 100 тыс. кв. м жилья. Буйским железнодорожникам было чем гордиться в решении социальных вопросов. В 1974 году введена в строй больница на станции Буй. Последовательно построены и введены в эксплуатацию Дворец культуры железнодорожников, дома отдыха локомотивных бригад на станциях Шарья и Буй, в 1976 году – типовая школа на 960 учащихся на станции Буй, практически ежегодно вводились в эксплуатацию по одному-два жилых дома в Буе и по одному дому в Шарье, детские дошкольные учреждения, возводилось жильё на линейных станциях. Конечно, решающая роль при планировании строительства этих социально значимых объектов, определения источников финансирования строительства, включения в план загрузки строительных организаций принадлежала начальнику Буйского отделения Виктору Леонову.

Виктор Васильевич понимал, что без согласования с территориальными партийными органами решение актуальных социальных вопросов вряд ли возможно на надлежащем уровне. Поэтому наряду с производственной деятельностью он стремился активно участвовать в общественной жизни города Буя и Костромской области, будучи депутатом городского Совета народных депутатов, членом бюро Буйского горкома КПСС, членом Костромского областного комитета КПСС.

23 июня 1978 года Виктор Леонов был назначен на должность заместителя начальника СЖД. Поле деятельности более чем обширное. В его подчинении находилось локомотивное, вагонное и энергетическое хозяйства. Несмотря на огромную работу и капитальные вложения в предшествующие годы, дорога значительно отставала в развитии, внедрении новейших технологий, принятии оптимальных решений эксплуатации тяговых средств. Вагонное хозяйство не в полной мере обеспечивало потребности в производстве текущего отцепочного ремонта и подготовке вагонов под погрузку.

Виктору Васильевичу пришлось предпринять немало усилий для включения в планы МПС СССР строительства и реконструкции объектов локомотивного, вагонного и энергетического хозяйств Северной дороги. Он проявил максимум настойчивости для разрешения вопросов развития Вологодского узла. По свидетельству бывшего начальника дороги Виталия Предыбайлова, проблемы возникли на местном уровне при проектировании локомотивного депо. Заключались они в том, что тяговая территория электровозного депо Лоста, по проекту, располагалась на землях колхоза «Родина», председателем которого был дважды Герой Социалистического Труда Михаил Лобытов. Вполне естественно, что руководитель, болеющий душой за вверенное ему хозяйство, выступил с возражениями против строительства железнодорожного объекта на землях колхоза и озвучил свою позицию в областном комитете КПСС, членом которого являлся.

Ситуация грозила перерасти в тупиковую. Помог счастливый случай, который свёл начальника СЖД с Михаилом Григорьевичем в Лосте. Виталий Предыбайлов в деталях изложил суть вопроса с развитием депо Лоста, на что Михаил Лобытов ответил, что не станет чинить преграды железной дороге из-за нескольких гектаров колхозной земли. Это решение послужило развитию сотрудничества магистрали и сельхоз-предприятия.

Электровозное депо Лоста введено в эксплуатацию в 2005 году. Его возведение продолжалось более 15 лет. Значительный вклад в строительство внёс В. Никитичев – начальник Вологодского отделения в 1990-е годы. Несомненная заслуга в создании этого депо и заместителя начальника СЖД Виктора  Леонова, утвердившего техническое задание на его проектирование и отстоявшего включение в план реконструкции станции Лоста. Серьёзную поддержку Виктору Леонову оказало руководство службы локомотивного хозяйства дороги во главе с В. Голиковым. Сегодня электровозное депо Лоста – одно из наиболее оснащённых подразделений Северной дирекции тяги – СП Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД».

Виктор Леонов внёс огромный вклад в развитие вагонного, локомотивного и энергетического хозяйств. В 1980 году было закончено строительство крупного вагонного депо на станции Воркута и вагонного депо на станции Вологда. После ввода в строй шахты «Воргашорская» в Воркуте погрузка достигла 20,5 млн т в год. Для вывоза такого количества угля ежесуточно под погрузку необходимо было подавать более 1 000 вагонов. Без вагонного депо обеспечение погрузочными ресурсами предприятий Воркуты становилось неразрешимой задачей.

Виктор Леонов с 1978-го по 1989 год успешно руководил наиболее сложными и материалоёмкими хозяйствами магистрали. Невозможно перечислить все объекты, введённые в эксплуатацию под его руководством.

После выхода на заслуженный отдых Виктор Васильевич долгие годы поддерживал связь с руководителями и специалистами управления дороги, стремился оказывать помощь для развития ведущих отраслей магистрали.

С чувством глубокой признательности вспоминаю этого руководителя, с которым довелось обеспечивать работу локомотивного хозяйства.
Вячеслав Лозюк
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31