21 июля 2018 20:02
фото: архив Максима Лещука

А что у австрийцев?

Молодые железнодорожники налаживают международное сотрудничество

Максим Лещук, начальник отдела корпоративного управления и реализации стратегии:

Один из приоритетов корпоративной молодёжной политики ОАО «РЖД» – развитие международного молодёжного сотрудничества. С 2013 года на постоянной основе реализуется совместная программа ОАО «РЖД» и ГК «Австрийские федеральные железные дороги». Это двусторонние стажировки высокопотенциальных молодых руководителей и специалистов.

– Максим Валерьевич, в конце прошлого года в числе 12 российских железнодорожников, успешно прошедших конкурсный отбор, Вы посетили Австрию. Какова была программа стажировки? На каких железнодорожных объектах удалось побывать, с кем из коллег пообщаться?

 

– Это был ответный визит молодых работников холдинга «РЖД» в завершающих мероприятиях пятого цикла программы «Молодые таланты», реализуемой совместно с ГК «Австрийские федеральные железные дороги». Программа стажировки включала в себя посещение объектов ГК «АФЖД» в Копере, Любляне, Филлах и Вене. Для нас была организована поездка в Альпы, где мы ознакомились с работой пожарного поезда. Система, выстроенная там, в большей степени направлена не на устранение последствий, а на их недопущение. Все действия разделены на этапы оценки зон возможного возникновения опасностей в горах и тоннелях. Это так называемый риск-ориентированный подход, когда 90% сил и времени направлено на предотвращение чрезвычайных ситуаций.

 

Очень продуктивно прошли индивидуальные встречи с коллегами. Я общался с руководителем направления стратегического развития компании ÖBB Тиной Ичингер. Меня интересовали вопросы внедрения и применения процессного подхода. Система, которая действует на  австрийских железных дорогах, схожа с той, которую применяют в ОАО «РЖД» и на Северной железной дороге, в частности. Как и мы, австрийские железные дороги используют для описания процессов программу ARIS. Мне было интересно разобраться, как это увязано с ключевыми показателями эффективности. Оказалось, что описанные процессы во многом определили для ÖBB главные ключевые показатели. Ключевые показатели эффективности при описании проявлялись сами на стыках взаимодействия между подразделениями и смежными процессами. После того как процесс был смоделирован, все начинают руководствоваться в работе данной моделью. Последующие улучшения процесса изменяют уже модель, а не инструкцию. Таким образом, процессная модель превращается из схемы в руководство к действию. При этом классические бумажные инструкции в ÖBB отходят на второй план и больше не имеют юридической силы.

 

 

– Что из зарубежного опыта, на Ваш взгляд, можно применить на Северной железной дороге?

 

– Думаю, это вопросы, связанные с внедрением процессного подхода и стратегическим развитием. Стратегия ÖBB направлена на нейротехнологии и развитие BigData. В ÖBB понимают, что такое стремление приведёт к снижению количества рабочих мест, и уже сейчас начинают искать и создавать сферы бизнеса, куда можно будет переместить высвобожденный человеческий ресурс. Они планируют внедрять профессии, которых никогда не было ранее. Например, оператор дрона по осмотру и ремонту инфраструктуры, администратор нейросети на основе BigData, программисты всех направлений, в основном связанные с приложениями расширенной реальности. Сложно переоценить такие заявления, но радует то, что в ÖBB об этом говорят всерьёз. Они верят в такое будущее своей компании, поэтому это точно будет.

 

 

– Существует ли сходство австрийских и российских железных дорог?

 

– Культура австрийских железных дорог, как и российских, взращивалась не одно десятилетие. Наиболее наглядно это проявляется через преемственность поколений. Благодаря преданности общему делу наше общение с иностранными коллегами было простым и непринуждённым. Я увидел, насколько железная дорога объединяет людей разных национальностей, языков и культур.

 

 

– Интересен ли зарубежным коллегам российский опыт?

 

– Безусловно, интересен. Например, австрийцы удивлялись нашей эффективной работе с пассажирскими поездами: степень точности прибытия и отправления у нас выше на 10–12%. Таких показателей им ещё не удалось достичь.

 

 

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы дальнейшего сотрудничества?

 

– Думаю, ОАО «РЖД» и ÖBB могут разрабатывать совместные проекты в различных сферах. Обе компании при таком взаимодействии получат синергический эффект, что должно привести к лучшим практикам совместной работы и создаст новую культуру производства. 

Беседовала Вера Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31