23 июля 2018 16:57
фото: Роман Зангиров

Ненавязчивый сервис

Наступивший год дорога начала в условиях острого дефицита тягового подвижного состава


5 февраля в управлении Северной железной дороги прошло совещание по рассмотрению дел в локомотивном комплексе по результатам 2014 года и января 2015 года в условиях работы на сервисном обслуживании локомотивов.
Тема совещания была предельно актуальна, поскольку проблем более чем достаточно. Они ярко проявились ещё в прошлом году и плавно перетекли в год нынешний. Так, в январе зафиксирован рост неэксплуатируемого парка из-за несвоевременного и некачественного ремонта. Начальник Северной железной дороги Василий Билоха поставил чёткую задачу перед участниками совещания: определить ближайшие сроки, когда будет налажено стопроцентное выполнение наряд-заказа по выдаче локомотивов на все виды движения. А пока системный среднесуточный дефицит локомотивного парка приводит к сбою перевозок.

– Локомотивное хозяйство в настоящий момент – главный тормоз движения, – констатировал Василий Билоха.

Дорога работает на полном сервисном обслуживании более полугода, и надежды, как резюмировал Василий Александрович, на положительные изменения в ремонте локомотивов пока не оправдались. К чему это привело, доложил начальник Северной дирекции по управлению движением Сергей Манцевич. Только в январе по вине локомотивного хозяйства опоздали 5,7 тыс. поездов, брошено в минувшем году 902 состава. В эксплуатируемом парке среднесуточно содержалось 337 электровозов при плане 347, тепловозов – 160 при плане 180.

При этом только за четвёртый квартал 2014 года локомотивными бригадами с состояния «ожидание работы» не принято 460 машин. Постоянно наблюдается выдача локомотивов в ожидание работы на отчётный час с одной только целью – искусственно показать наличие парка, при этом не учитывая потери локомотивных бригад, простаивающие поезда на станциях. За четвёртый квартал 2014 года выявлено 119 подобных случаев.
Картину дополнил начальник технологической службы СЖД Алексей Курочкин. По его словам, вина за острую нехватку тягового подвижного состава прежде всего лежит на плечах сервисных компаний, в частности ООО «ТМХ-Сервис», в сфере деятельности которой – все ремонтные локомотивные депо дороги, кроме депо Ярославль-Главный. Алексей Евгеньевич обратил особое внимание на низкое качество выполняемых работ, которое привело к регулярным заходам локомотивов на неплановый ремонт. Так, в Котласе только в течение января нынешнего года тепловоз совершил 11 таких заходов. Есть случаи и по восемь-девять заходов. В январе 34 машины ставились на неплановый ремонт пять раз, в то время как по регламенту пять заходов – и локомотив должен или отправляется на заводской ремонт, или идёт на списание.

Впервые за многие годы обозначился рост неэксплуатируемого парка электровозов. Ощущается острый дефицит запасных частей, а квалификация персонала сервисных депо не дотягивает до квалификационных требований, предъявляемых к выполняемым работам.

Первый заместитель начальника дороги Сергей Альмеев акцентировал внимание на финансовых и имиджевых потерях дороги из-за невозможности в полной мере водить поезда весом 5,2 тыс. тонн на северном ходу. Эта ситуация напрямую связана  и с дефицитом локомотивов, особенно трёхсекционных. В результате с начала года не подано 26 поездов и не вывезено готовых под погрузку 130 тыс. тонн угля от ОАО «Воркутауголь». Это при том, что клиентоориентированность ставится во главу угла.

Растут непроизводительные потери: оцеплено от локомотивов 733 транзитных поезда. Сергей Анварович в онлайн-режиме продемонстрировал состояние локомотивного парка, находящегося на сервисном обслуживании. Выяснилось, что ряд машин стоят в ремонте по 40 суток и более, значительное количество локомотивов находится на неплановом ремонте.

Сергей Альмеев выдвинул предложение о возвращении некоторых функций Северной дирекции по ремонту тягового подвижного состава, а также о создании при сервисных депо инженерного центра для обеспечения более высокого уровня контроля за качеством ремонта.

Заместитель начальника Северной дирекции инфраструктуры Андрей Лысов указал на то, что регулярная невыдача локомотивов на хозяйственные работы приводит к срывам «окон». Таких фактов в январе зафиксировано 115.

Анатолий Крутько, начальник Северной дирекции тяги – структуры, наиболее тесно взаимодействующей с сервисом, – признал, что с переходом на сервисное обслуживание не произошло ожидаемого рывка в улучшении качества ремонта и увеличения количества исправных локомотивов. По сравнению с прошлым годом отмечается рост числа отказов, простои по некоторым видам ремонта длятся месяц и более. В результате приходится ставить грузовые локомотивы на пассажирское движение. А около половины всех случаев простоев происходит из-за отсутствия запасных частей. Их на сегодняшний день 85% от номенклатуры. Особенно остро стоит вопрос о нехватке запчастей цилиндро-поршневой группы. Все дело, по мнению Анатолия Александровича, в непродуманной логистике – поставка идёт с Октябрьской железной дороги. Необходимо создать мобильный склад запчастей непосредственно на Северной магистрали.

Кроме того, по мнению Анатолия Крутько, сервис не принёс новых технологий. Требуется модернизировать материально-техническую базу. Особенно это касается таких стратегически важных, но проблемных объектов, как Печора и Микунь. Необходимо наладить обточку колёсных пар, установить краны в ремонтных цехах.

Представителям сервисных компаний пришлось нелегко, хотя они и старались «держать удар». Андрей Чтян, заместитель директора филиала «Северо-Западный» ООО «ТМХ-Сервис», начальник управления по Северной железной дороге признал, что ситуация по запчастям провалена. Отсюда и большинство проблем. Дабы не допустить повторения подобного, уже принято решение о создании собственного склада  на СЖД. Это произойдёт в течение двух недель.
– Компания уже приобрела новое оборудование, станки  для депо Печора, – сообщил Андрей Чтян. – Кадровый состав будет усилен командированными квалифицированными работниками. Резерв для исправления ситуации есть.

Генеральный директор ООО «ТМХ-Сервис» Валерий Гриненко добавил, что в кадровом отношении резервы как в рабочем, так и в управленческом персонале выбраны. И этот вопрос стоит очень остро. Решать его пока приходится вахтовым методом. Он упомянул о том, что до недавнего времени отношение к пассажирскому парку строилось по остаточному принципу. В планах нынешнего года – уйти от такого подхода и уделить пассажирским локомотивам особое внимание, отведя для их ремонта особые канавы и отдельный персонал. Поставлена важная стратегическая задача – образовать самостоятельный филиал на полигоне Северной дороги, что позволит на месте, без дополнительных согласований, принимать оперативные решения по обеспечению качества и установлению сроков ремонта локомотивов.

– Что касается ситуации в целом, то к концу февраля дорога поедет, – заверил Валерий Гриненко.

Это подтвердил и Александр Куриленко, исполнительный директор московского управления ООО «СТМ-Сервис», в сферу ответственности которого входит депо Ярославль-Главный.

О постоянном внимании, которое оказывается Северной, совместном решении проблем сказал и заместитель начальника Дирекции тяги Сергей Чальцев.

– Это совещание должно быть знаковым для 2015 года, – сказал Василий Билоха, завершая форум. – Его решения должны создать основу для реального выполнения заказа.
Владимир Савичев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28