фото: Анатолий Шулепов

Ускоряя темп

Пригородное движение ЮУЖД отметило семидесятилетие

В ноябре 1948-го со станции Челябинск отправился первый электропоезд с пассажирами. Спустя 70 лет наши электрички стали самыми быстрыми в России.
– Лучшие страницы моей жизни связаны с пригородом, – рассказал главный инженер ЮУЖД Валерий Яковлев. – 70 лет – небольшая дата, но в то же время – это профессиональная жизнь двух или трёх поколений. После того как в 1948 году на ЮУЖД прибыл первый электропоезд, затем около 10 лет электропоезда жили двойной жизнью: ремонтировались в Златоусте, а локомотивные бригады находились в Челябинске. Потом эксплуатация и ремонт объединились. Позже поезда пошли в регулярном сообщении на Курган и Миасс. Стали появляться новые секции. Но какие бы изменения ни происходили, комфорт пассажира, скорость и безопасность всегда оставались на первом месте.

– Наша дирекция пережила три этапа становления, прежде чем принять нынешнюю форму. Но реформирование было бы невозможным без ветеранов. Они – наш фундамент и опора. Огромная честь поздравлять их сегодня с праздником, – отметил начальник Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава Игорь Манько. – За эти годы мы многого добились, и нам есть чем гордиться. Не случайно наши бригады участвовали в перевозке пассажиров на зимних Олимпийских играх в Сочи. Но главное, совместно со Свердловской пригородной компанией мы ускорили поезда так, что стали самыми быстрыми в России.

Почётный железнодорожник, ветеран Виктор Маас более тридцати лет оставался верен пригородному хозяйству.

– Пришёл трудиться машинистом в 1979 году, а до этого работал на грузовых поездах. За время моей работы подвижной состав менялся не раз. Но на «эрке» нравилось работать больше всего. Она не сложная в эксплуатации, надёжная, имеет хороший боковой обзор и по климату нам подходит лучше. У неё механическое оснащение, сейчас же основа – электроника, – вспоминает Виктор Владимирович. – Но какой бы ни была электричка, особенность работы машиниста электропоезда не менялась. Это, прежде всего, взаимодействие с людьми. Здесь постоянно приходится общаться с пассажирами. Они спрашивают, будет ли остановка, какая станция, как добраться до какого-то города и многое другое. Машинист должен быть сдержан и собран, чтобы удовлетворить внимание пассажиров, следить за посадкой-высадкой и не отвлекаться от пути.

Электрички ЭР-2 были по душе многим. О них ветераны-машинисты говорят с особой теплотой и любовью. Именно с этим составом они чаще всего ассоциируют свою трудовую деятельность в пригороде.

– Электропоезда серии ЭР-2 были самые выносливые. Они славились хорошим качеством. К примеру, первые пять лет, когда вставали на обслуживание, ремонтировать было нечего. Тогда бригада, чтобы были хоть какие-то замечания, писала в книге ремонта «заменить лампочку освещения в салоне». Время шло, поезда старились. Но таких надёжных я больше не встречал, – поделился ветеран Александр Егоров. – Что бы ни случилось в пути, можно быть уверенным, на ЭР-2 доедешь до места назначения в любом случае. У меня были непростые ситуации. Электропоезд направлялся в Карталы, и на полпути я обнаружил грение буксы. Молился нашему главному железнодорожному богу – ПТЭ, чтоб только доехать. Со скоростью 40 км/ч дополз до станции. Буксовый узел не разрушился. В нашей работе выручает знание. Для меня учиться всегда было очень интересно. Представляете, за время обучения я сдал 102 экзамена!

Машинисты, которые пришли на смену ветеранам, в свою очередь также говорят, что совершен­ствуются постоянно.

– Помимо обязательной учёбы, очень сильно помогают наставники. Они до сих пор в строю. К примеру, Аркадий Струков учит, как выходить из различных нестандартных ситуаций, подсказывает в работе, – рассказывает машинист электропоезда Андрей Акулов. – Главный их совет: быть внимательным, ничего не упускать из поля зрения, замечать любую мелочь. Ведь малейший дефект может развиться в что-то серьёзное. Но, несмотря на сложности, люблю свою работу.
Наталья Лукьянчикова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/