фото: Анатолий Шулепов

«Командиры» вагонов

Более сотни студентов Челябинского института путей сообщения прошли летнюю практику в поездах

Новоиспечённые проводники в июне топили вагон углём, а потом отогревались на солнышке в южном Адлере, где некоторые впервые увидели море. Они научились быстро решать любую задачу и не спали ночами, наслаждаясь тишиной. У каждого бойца студенческого отряда трудовое лето оставило свои впечатления, истории и ностальгию в душе.
Всего в период летних перевозок в пассажирских поездах Уральского филиала АО «ФПК» отработало 450 человек из 13 учебных заведений Челябинской области. В общей сложности ребята откатали более 270 тысяч часов. Одним из самых крупных отрядов (более сотни студентов) оказался «Локомотив» Челябинского института путей сообщения.

Командир отряда Дарья Шумина трудилась проводником три лета подряд.

– В промежутках начинаешь скучать по вагону и рейсам, хочется вернуться и испытать ощущения снова, – делится она. – Я с первого курса знала, что в моей жизни будет три трудовых лета. Все они незабываемые и разные. Последняя практика запомнилась большим количеством знакомств, так как я трудилась без постоянного напарника. К тому же, этот период оказался самым коротким, всего 450 часов работы. Два месяца пролетели, как «Сапсан». Не успела оглянуться, а уже собирала сумку в последний в этом сезоне седьмой рейс.

По словам Дарьи, каждая поездка подарила свои незабываемые моменты.

– Однажды, возвращаясь домой из Анапы, я высадила пассажиров в Уфе и целый день до Челябинска ехала в вагоне одна, сама себе проводник и пассажир. Это было необычно, о такой тишине можно было только мечтать, – вспоминает наша собеседница. – Также в этом году я стала командиром отряда. Дать совет новичкам, как правильно поступить, поделиться опытом и просто поддержать – всё это для меня только в радость.

Другой студент, Александр Токарев, трудоустроил­ся проводником впервые, и этот опыт помог ему окунуться в рабочий процесс стальной магистрали.

– Я побывал во многих ситуациях, которые продемонстрировали железную дорогу со всех сторон, – рассуждает студент. – И осознал смысл понятия «Производственная необходимость»: какой бы тяжёлой ни была работа, железнодорожники следуют лишь одной цели – организации безопасного и бесперебойного движения поездов.

Процесс трудоустройства каждого новичка не остав­ляет без эмоций.

– Столько кабинетов, окон, я не видел никогда, – утверждает наш собеседник. – В одном документе мне пришлось поставить 54 подписи! В момент, когда я услышал фразу: «Александр, добро пожаловать в ряды работников АО «ФПК»», я понял, что грядёт что-то необычное, новое…

Не менее запоминающейся стала стажёрская поездка.

– Когда устраивались работать, мы не были готовы таскать уголь и топить вагоны, как это делают зимой, – говорит Александр Токарев. – Но так как мы живём на суровом Урале, именно этим мы и занялись уже в первый день стажёрского рейса, отправляясь со станции Челябинск. Наставники нам помогали, а мы смеялись вместе с ними над своими глупыми ошибками. Но мы выстояли этот рейс и были благодарны поездной бригаде за чуткость и понимание.

Ещё одной «сверхспособности» проводника, а именно: не спать, Александр учился в дебютном самостоятельном рейсе.

– Первая приёмка вагона, встреча наших первых пассажиров, проверка проездных документов – всё это было бы не так сложно, – рассказывает наш собеседник. – Но все мы, студенты, ехали «в одно лицо», это когда один вагон обслуживает один проводник. Первые двое суток мы практически не спали. Но по мере приближения к конечной станции Анапа, сил оставалось всё меньше. На обратном пути нашли выход и ночами спали по очереди.­ Проводник одного вагона отдыхает, а соседнего, который стоит «поцелуйчиком» (рабочие тамбуры вагонов находятся рядом – Ред.), дежурит.­

За одно лето молодым проводникам удалось побывать в Санкт-Петербурге, Москве, Адлере, Анапе, Петропавловске, проездом посетить Уфу, Самару, Саратов, Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Казань и многие другие города нашей страны. Ребята получили уникальный опыт общения с людьми.

– Пассажиры бывают разные, как и их настроение, – сообщает Александр. – Кто-то едет на празд­ник в честь дня рождения внучки, а кто-то домой после похорон близкого человека. И проводник становится тем человеком, который разделяет с пассажирами чувства радости и грусти. Иногда и самому становится тяжело на душе, узнав, что пережил человек. Порой даже задумываешься, а что ждало их после того, как мы попрощались в тот день на станции. 

Студентка Ольга Губова, а вместе с ней и остальные ребята согласны с тем, что работать в этой профессии непросто.

– Ты осознаёшь, что на тебе лежит ответственность за благополучие и комфорт пассажиров, а помимо этого нужно следить за состоянием вагона, ведь это безопасность движения, – рассуждает Ольга. – Необходимо каждую минуту быть настороже,­ несмотря на безудержное желание спать и усталость под конец рейса. Ты должен уметь найти выход из любой ситуации и конфликта, ведь кто это сделает, кроме тебя? Работать в бригаде тоже непросто, ­словом, за весь рейс, пройдя через трудности, мы становились семьей, с которой так не хотелось расставаться.

Помимо сложностей, по мнению нашей собеседницы, есть в этой работе и романтика.

– Для меня бесценное переживание – это стук колёс, вечная суета днём по всему составу, разговоры с пассажирами между делом, из которых ты узнаёшь столько различных судеб и историй, – рассказывает девушка. – Затем наступает вечер, вагон потихоньку засыпает. Ночь. Остановка в две минуты, на станции горят фонари, звёздное небо, пустой перрон, тишина. Только ты и железная дорога. А сколько я увидела за это лето – от моря, на котором ни разу в жизни не была, до гор, степей и бескрайних полей с подсолнухами. И нет приятнее чувства, когда наступает раннее утро, рассвет, а за окном виднеются родные пейзажи: скалы и реки в тумане, до дома всего несколько часов…

Сейчас студенты начали очередной учебный год. Впереди лекции, экзамены и зачёты. Но самое сложное для многих – это дождаться следующего лета, чтобы продолжить покорять просторы родной страны.
Марина Паниковская
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/