13 декабря 2018 01:57

Отправная точка Транссиба

Станция Миасс считается началом Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1991 году на станции Миасс-1 была установлена стела в честь 100-летия с начала строительства Транссиба. Аналогичный памятник находится во Владивостоке.
Время – вперед!
В середине 80-х годов XIX века в значительной части Европейской России проложены рельсовые пути, каковых почти нет на Урале и в Сибири, для доставки грузов использовался гужевой и речной транспорт.

Станция Миасс считается началом Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1991 году на станции Миасс-1 была установлена стела в честь 100-летия с начала строительства Транссиба. Аналогичный памятник находится во Владивостоке.

 

Время – вперед!

В середине 80-х годов XIX века в значительной части Европейской России проложены рельсовые пути, каковых почти нет на Урале и в Сибири, для доставки грузов использовался гужевой и речной транспорт. Построенные ранее железнодорожные пути от Перми до Екатеринбурга и далее до Тюмени выхода к центральным областям не имели. Время заставило сделать мощный рывок от патриархального уклада к прогрессу.

 

Уже шло строительство Великого Сибирского пути от Самары. В кабинете министров обсуждается вопрос о дальнейшем направлении магистрали. Владельцы южноуральских заводов заинтересованы в том, чтобы прокладка дороги велась по территории Златоустовского горного округа, они даже направили в правительство докладную записку. После выступления министра путей сообщения К.Н.Посьета кабинет министров принял решение о строительстве Самаро-Уфимской линии: далее дорога пойдет на Златоуст. В сентябре 1890 года здесь прозвучал первый паровозный гудок.

 

Через несколько месяцев вышел именной рескрипт императора Александра III, повелевающий приступить к строительству «сплошной, через всю Сибирь, железной дороги», где отправной точкой назван Миасс.

 

«Чугунка» разбудила Россию

Рост и укрупнение российских городов, возникновение и перемещение торговых и промышленных центров в конце XIX – начале XX века находились в прямой зависимости от тех направлений, по которым начали строиться железные дороги, – «чугунка» разбудила Россию.

Что представлял в то время из себя Миасс?

 

Датой основания поселения считается 7(18) ноября 1773 г. (по другим источникам 1777 г.), когда по указу Екатерины II купец Лугинин заложил медеплавильный завод. Поселение близ него на реке Миасс так и назвали – Миасский завод, он относился к Троицкому уезду Оренбургской губернии.

В 1799 году на заводе действовало восемь медеплавильных печей, которые производили 725 пудов меди в сутки. После открытия в 1823 году на местном прииске крупного золотого месторождения поселение разрастается и обустраивается, в 1824 году сюда нанес визит император Александр I. Год 1842-й известен тем, что один из старателей найдет уникальный самородок весом 36,2 килограмма. В последующем, 1843 году, при Верхне-Миасском и Атлянском рудниках возникают три железные дороги. Они были совсем небольшие и на конной тяге, тем не менее признаки технического прогресса налицо.

 

Слава о золотых россыпях горного Урала разнеслась по всему миру, и уже в 1845 году сюда приехали египетские инженеры, впоследствии с ответным визитом берега Нила посетили миассцы. alt

 

А в 1870 году здесь заработал телеграф. Этот год вообще богат на события - горнозаводские чиновники открывают общественную библиотеку. Тогда же основано Общество любителей естествознания, предположительно, создали его люди, собравшиеся именно в библиотеке.

 

Еще один пример технического и культурного прогресса – открытие в 1890 году фотомастерской. А за 10 лет до этого в Миасском заводе уже насчитывается 150 каменных и 2 тысячи деревянных домов. Откуда вдруг такой градостроительный бум? Оказывается, казна давала каждому местному жителю беспроцентную ссуду на постройку жилья.

В сентябре 1891 года в Миасс пришел первый поезд. Строки из путеводителя по Великой Сибирской железной дороге за 1900 год: «Станция Миасс. Буфет. 967 верст от Самары. Расположена у подножья Ильменских гор, в 6-ти верстах от станции - Миасский завод, в 20 верстах лежит известный Царево-Александровский прииск. От мест разработки прииска к промывальной фабрике идет узкоколейная дорога, по которой маленьким локомотивом тащится множество вагонеток. По условиям местности Миасс принадлежит к числу ж/д станций, работающих горнозаводскими, хлебными и скотоводческими грузами. В 1897 г. отправлено за границу 301658 пудов зерна, из продуктов скотоводства ежегодно отправляется 100 тыс. пудов».

 

Первые VIP-персоны

В том же 1897 году в Миасский завод приехали участники VII Международного геологического конгресса из восьми европейских стран, а также из Японии и США, - всего 150 человек. Возглавил делегацию известный геолог, академик С.-Петербурской Академии наук Александр Петрович Карпинский.

Для них была организована своеобразная железнодорожная экскурсия. Для маршрута был подготовлен специальный путеводитель, «одетый» в шагреневый переплет с иллюстрациями и великолепными геологическими картами.

 

Поезд с экскурсантами состоял «из 17 комфортабельных вагонов I и II классов и министерского вагона для корифеев науки. В состав также входили 8 вагонов-столовых, где во время остановок подавали завтрак и обед. За этим поездом по пятам следовал еще один – это был поезд–ресторан, в котором находились: буфет, ледники, склад напитков, русская печь, табачная лавка, людские и т.д. Кухнею и питанием вообще иностранцы были чрезмерно довольны».

 

Постельное белье на значительных остановках собирали и отдавали в стирку. За всю экскурсию, а это почти месяц путешествия, вплоть до возвращения в С.-Петербург, каждый участник заплатил 150 рублей, даже по тем временам это считалось чрезвычайно дешево.

 

Путешественники выехали 18 июля 1897 года, по пути следования были продолжительные остановки. 31 июля во время очередной стоянки участники конгресса поднялись на Александровскую сопку близ станции Уржумка.

 

«Станция находится в 925 верстах от Самары, на границе 2-х уездов (Троицкого и Златоустовского) и 2-х губерний (Уфимской и Оренбургской). Упомянутая Александровская сопка – высшая точка Уральского хребта по всей линии железной дороги; данную сопку посетили государи: Александр I, Николай I, Александр II», -записано в путеводителе по Великой Сибирской железной дороге за 1900 год.

 

Миасс современный

Свой официальный статус город получил в 1943 году. В 1982 году за трудовые заслуги его наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Численность населения – 176,1 тысячи жителей. В городе более 30 крупных и средних промышленных предприятий. Основные отрасли: машиностроение, металлообработка, горнодобывающая промышленность. Градообразующим предприятием считается ОАО «Автомобильный завод «Урал».

В городе 134 общеобразовательных учреждения, три высших учебных заведения. С восточной стороны Миасса находится уникальный комплекс - Ильменский минералогический заповедник.

 

Нынешняя станция Миасс работает по трем направлениям: Челябинск, Бердяуш, Учалы. Имеет 11 грузовых и пять пассажирских путей, а также тупиковый путь для приема и отправления электропоездов. В 1945 году первым на ЮУЖД был электрифицирован участок Златоуст – Челябинск. В 1965–67 годах проведена коренная реконструкция станции, позволившая увеличить длину и количество железнодорожных путей. В 1981 году введен в строй новый вокзал.

В 2006 году через Миасс проследовало 132 тысячи пассажиров в дальнем сообщении и 455 тысяч - в пригородном сообщении.

Людмила Степанова, научный сотрудник музея истории ЮУЖД
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31