10 декабря 2018 17:08
фото: Анатолий Шулепов

Он покорил Урал

Анатолий Ледовской отказался от Москвы в пользу Челябинска

Легенда Южно-Уральской магистрали отметил 90-летний юбилей. Многих нынешних руководителей дороги в его доме тепло называют «своими детьми». Неудивительно, ведь они начинали трудиться под руководством Анатолия Ивановича. Всю свою жизнь он посвятил отрасли.
Скромная квартира никак не вяжется с обилием почётных званий, заслуг и занимаемых некогда высоких должностей. Но здесь всегда тепло, светло и уютно. Такую атмосферу заслуженный ветеран создал вместе с супругой Галиной Ивановной. Даже если вы здесь впервые, обязательно почувствуете себя как дома, будто пришли к давним знакомым.

В руках у именинника трудовая книжка – предмет особой гордости. Наверное, не каждый может похвастаться наличием в ней заполненных 45 страниц. Причём записи о месте работы не займут и разворота, остальное – бесчисленные благодарности и премии. Самые дорогие награды: орден Трудового Красного Знамени, звания заслуженного работника транспорта, почётного работника и ветерана ЮУЖД, «Почётный железнодорожник».

История жизни Анатолия Ледовского берёт начало не на Южном Урале. Он родился в посёлке Адамовка Курской области в семье крестьян. Интересно, что по их огороду проходила граница Орловской и Курской области. В памяти Анатолия Ивановича эти края навсегда запомнятся цветущими яблоневыми садами. И до сих пор яблоки – любимый фрукт ветерана.

Желанный ребёнок в семье, он был окружён заботой и любовью. Большое влияние на него оказал дядя – Михаил Иванович, который был очень образованным и умным человеком. Свои знания тот постепенно вкладывал в голову племянника. 

К шести годам мальчик уже хорошо читал и решал математические задачи, не под стать возрасту. Семь классов школы Анатолий Иванович окончил на «отлично». Но далее продолжить получать знания не удалось, началась Великая Отечест­венная война.

– Наша область очень быстро оказалась оккупированной территорией, – вспоминает ветеран. – Младших братьев удалось спрятать, а меня и мать фашисты забрали с собой. С вражескими солдатами мы дошли до Гомеля, на территории Белоруссии. Когда немцам пришлось стремительно отступать, узники всё чаще слышали разговоры о том, что их расстреляют. От гибели спас ночной набег небольшой группы советских войск. Они перебили охранников, и мы получили возможность вернуться домой.

Война закончилась, и мать приняла решение отправить сына учиться в Орёл, где Ледовской поступил в железнодорожный техникум. Учебное заведение находилось на военном положении. Днём студенты восстанавливали здание техникума и другие разрушенные дома, а ночью при свете керосинок получали знания в полуподвальных помещениях. Пережить это было не просто. К тому же питание скудное – 400 граммов хлеба, две картошины и вода.

В 1948 году Ледовской окончил техникум и по направлению оказался на ЮУЖД.

– Из всех дорог, которые нам предложили, были лишь восточные и северные. Я выбрал самую ближнюю к родному краю. С одним мешком за плечами приехал в Магнитогорск. При виде чёрного неба вспомнил войну, когда сутками летали немецкие самолёты. Но нет, война уже закончилась. Оказалось, здесь в полную мощь работает металлургический комбинат.

На станцию Магнитогорск Анатолия Ивановича приняли сначала конторщиком. Потом он стал трудиться башмачником. На новом месте устроиться оказалось не просто, ощущались сложности с жильём. Ему с женой и сестрой, а потом и ребёнком приходилось ютиться на 9 квадратных метрах.

Спустя некоторое время перевели на сортировочную горку сначала дежурным, а потом и начальником. Именно в Магнитогорске он бок о бок трудился с легендами магистрали: начальником станции, будущим начальником Курганского отделения Вениамином Слосманом и будущим начальником Южно-Уральской железной дороги Фёдором Шулешко.

В 1953-м Ледовского направляют учиться в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. По его окончании год спустя он приезжает в Златоуст. Этот регион считали кузницей кадров не только Южно-Уральской магистрали, но и всей страны. Здесь его назначили начальником станции, а потом и руководителем Златоустовского отделения. Именно в этих краях в 1974-м НОД получает заслуженную награду – орден Трудового Красного Знамени. В 1976 году он переехал в Челябинск трудиться заместителем начальника дороги, начальником службы движения Южно-Уральской железной дороги.

В 1982-м его направили на Юго-Восточную дорогу начальником грузовой службы. Казалось бы, создали там все условия, дали квартиру в центре Воронежа, участок земли близ Дона. Но на Урале осталась семья – дети и внуки. Жена уговаривала вернуться. Ледовскому даже предлагали должности в Москве, но Анатолий Иванович выбрал другой путь. Он вернулся на Южно-Уральскую железную дорогу на должность начальника Челябинского отделения.

– Отделение было одним из крупнейших в стране по численности и протяжённости. Я пришёл сюда в непростое время – активно шла модернизация и электрификация, повсеместно внедрялись новые технологии, строились пути и меняли облик станции. Объём работы огромный! Я даже забыл, что такое отпуск, был всегда на связи.

Многие запомнили Анатолия Ледовского обширной жилищной политикой. Дома возводились неслыханными темпами. Начальник старался выслушать потребности людей, никому не отказывал.

– Старался, чтобы всегда возводили один-два дома сверх плана. Прежде всего заботился о людях, чтобы они получали свои квадратные метры. Я считал расселение тружеников своей прямой обязанностью, – вспоминает Анатолий Иванович. – Я полюбил Южный Урал и людей, которые здесь живут. Когда сказал, что из Воронежа уезжаю обратно в Челябинск, мне не верили. Эти края уже по праву считаю своей родиной. Восхищаюсь теми, с кем трудился, и теми, кто работает сейчас. Говорят, что я был очень строг… Возможно, но при этом всегда старался быть справедливым. Сегодня меня поздравляет руководство магистрали, железнодорожники разных поколений, хорошие друзья и родные. И даже Президент России. Очень тронут! Спасибо всем за добрые слова, внимание и поздравления! Самая главная награда для меня – признание коллег.
Наталья Лукьянчикова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31