17 декабря 2018 06:49

Экзамен на бдительность

Благодаря грамотным и умелым действиям железнодорожники предотвратили беду

Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Карталы в составе машиниста Станислава Гордиенко и помощника машиниста Александра Калянова обнаружила ночью на перегоне в рельсе трещину шириной 5 мм.
После отдыха в Магнитогорске железнодорожники готовились к поездке на станцию Карталы.

– Нам предстояло доставить в транспортном положении вагон-путеизмеритель, который пришёл с Белорецкого участка. Менялась только локомотивная бригада без отцепки электровоза. Как положено по инструкции, приняли локомотив и стали ждать оформления разрешительных документов для дальнейшего проследования. Стрелки часов приближались к полуночи по местному времени. Перед нами ушёл на линию грузовой состав, а через некоторое время отправились и мы, – рассказывает машинист Станислав Гордиенко.

Примерно через час въехали на перегон Субутак – Джабык. Впереди показалась сигнальная точка № 12, но на ней почему-то горел жёлтый сигнал. Естественно, это сразу же насторожило локомотивную бригаду. Машинист Станислав Гордиенко доложил о ситуации поездному диспетчеру и снизил скорость.

После того как бригада проехала сигнальную точку, произошла смена сигналов локомотивного светофора с жёлтого на «КЖ».

– Дальше на пути следования была сигнальная точка № 10. Даже на удалении было видно, что она уже сигнализирует нам запрещающим красным, – продолжает восстанавливать картину происшествия на ночном перегоне Станислав Гордиенко.

Машинист опять связался с поездным диспетчером. По полученной информации выходило, что на следующем блок-участке всё нормально, поезда на перегоне нет. Бригада сделала вывод, что проходной сигнал показывает ложную занятость. Машинист применил служебное торможение, остановился на 383-м километре пикет 2 примерно за 150 метров до сигнальной точки и тут же доложил о ситуации по­ездному диспетчеру, сообщив, где находится, а также поставил в известность локомотивные бригады попутного и встречного направления. Шёл второй час ночи.

– По всем признакам выходило, что мы имеем дело с трещиной в рельсе, которая затаилась где-то на перегоне. Дефект очень опасный и серьёзно угрожает безопасности движения поездов. Наша задача – найти его во что бы то ни стало. Раньше мне не доводилось попадать в такие ситуации, тем более в тёмное время суток. Но подобные случаи разбирали на технических занятиях, поэтому мы точно знали порядок действия, – поясняет машинист.

Станислав оставил за себя в кабине электровоза помощника. Чтобы подстраховаться, решил на всякий случай сначала осмотреть путь перед сигнальной точкой, а потом обследовать на предмет неисправностей и саму точку. Но ничего подозрительного не обнаружил и вернулся в кабину. После двухминутной паузы начал движение. Со скоростью 5 километров в час локомотивная бригада проследовала светофор с красным сигналом и одновременно внимательно следила за показанием локомотивной сигнализации. Ехали по ночному перегону с особой бдительностью и с минимальной скоростью, тщательно осматривая путь в надежде, что в луче прожектора увидят причину ложной занятости.

– Отъехали от сигнальной точки примерно метров триста. И вдруг я услышал едва уловимый стук и лёгкий толчок. И тут же на локомотивном светофоре загорелся зелёный свет. Значит, восстановилось нормальное шунтирование рельсовой цепи. По всем приметам выходило, что где-то позади локомотива находится лопнувший рельс, – вступает в разговор помощник машиниста Александр Калянов.

После этого машинист применил служебное торможение и опять вышел в эфир, предупредив об очередной остановке. Он взял фонарь, рацию, телефон и покинул кабину локомотива. Сначала осмотрел путь под локомотивом. Затем тщательно прощупал фонарём буквально каждый сантиметр рельсов под вагоном – и точно в средней его части луч выхватил из темноты трещину. В свете фонарика свежий излом металла блестел и дефект был хорошо виден. Излом рельса произошёл как раз в шпальном ящике недалеко от сварного шва с раскрытием 5 мм по го­ловке рельса. Для наглядности сделал несколько снимков на телефон. Машинист тут же доложил о ЧП поездному диспетчеру, который сразу закрыл перегон для движения. Через полчаса на место прибыл дорожный мастер Магнитогорской дистанции пути с бригадой. Локомотивщики под присмотром путейцев вывели электровоз с вагоном с места происшест­вия. Лопнувший рельс стянули аварийным комплектом струбцин и по перегону открыли движение поездов со скоростью 25 километров в час. После того как были выполнены работы по замене рельса, поезда пошли с установленной скоростью.

– Похоже, что рельс лопнул недавно, непосредст­венно под поездом, который прошёл по этому участ­ку перед нами. К счастью, трещина не успела разрастись до критических размеров, – отметили локомотивщики.

Машинист Станислав Гордиенко и его помощник Александр Калянов – потомственные железнодорожники. Оба окончили Карталинское железнодорожное училище. Станислав отработал в эксплуатационном локомотивном депо Карталы 13 лет, из них 7 лет самостоятельно водит поезда. У Александра Калянова железнодорожный стаж 11 лет. 

Надо отметить, что это была первая совместная поездка машиниста и помощника. И сразу такое серьёзное испытание! Но боевое крещение прошло удачно. Бригада не только выдержала экзамен на бдительность и профессионализм, но и получила отличный практический урок по безопасности движения.

Благодаря грамотным и умелым действиям локомотивщики предотвратили серьёзные последствия. Руководство депо направило в Дирекцию тяги представление на поощрение бригады. 
Вячеслав Чеботько