14 декабря 2018 06:34
фото: Вячеслав Аванесов

Жизнь течёт, как Волга

В профессию её привела… любовь к спорту

Юлия Уразова из Шумихинской дистанции пути признана лучшей дежурной по переезду в ОАО «РЖД».
Сетевой конкурс профессионального мастерства, организованный Управлением пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры, состоялся в Нижнем Новгороде. В номинации «Лучший дежурный по переезду» участвовали сотни железнодорожников со всей страны. А безусловным лидером стала дежурная по переезду станции Каясан Юлия Уразова.

Каясан – это 2157-й километр Транссиба, крайняя станция Курганского региона, которая открывает «ворота» на Челябинский регион. Юлия Уразова живёт здесь много лет и знает каждый уголок. На вопрос, как она попала на «железку», отвечает с заразительной улыбкой:
– Каждое утро, когда ещё и птички не проснулись, я выходила на пробежки. Путь от дома лежал мимо железнодорожного переезда. Мне нравится бегать… Потом чувствуешь себя проснувшейся, и настроение всегда хорошее! Однажды в 6 утра дежурный по переезду сдавал смену своему напарнику. Вдвоём они осматривали путь рядом с переездом. Увидели меня, остановили и с улыбкой спросили: «Не надоело бегать? Мы тебя каждое утро видим! Шустрая! Пойдёшь к нам дежурной по переезду?» Видимо, их удивило, что я так рано встаю. А я тогда работала поваром на мукомольном заводе, к профессии относилась серьёзно. Но это неожиданное предложение чем-то меня зацепило. Я буквально мгновенно ответила: «Пойду, если возьмёте!». Более того, сразу же пошла на станцию, к старшему мастеру Дамиру Габитову. Тот вроде бы не отказал, но предупредил: «Пока набора не было. Как ситуация изменится – сообщу».

Однако Юлию такой ответ не успокоил, она села в автобус и поехала на станцию Шумиха, чтобы лично убедиться, что про неё не забудут и действительно смогут взять на работу дежурной по переезду. Кадровик Лариса Мусатова, познакомившись с девушкой поближе, пообещала похлопотать о будущем трудоустройстве.

– Я уже потом поняла, что меня всегда интересовала железнодорожная профессия, – продолжает свой рассказ Юлия Уразова. – Не раз видела, как дежурный закрывает переезд, зажигается красный сигнал, из-под земли поднимается металлический щит. Потом узнала, что это устройство запирания переездов. Такой своеобразный замок, благодаря которому ни одна машина не сможет выехать на пути. Мне всегда казалось, что такая профессия, в которой так много ответственности, – это очень здорово…

Мечта сбылась – через несколько месяцев Юлию действительно пригласили на железную дорогу. Это случилось 5 лет назад, когда ей было 25.

Сначала она прошла обучение в Оренбурге. Здесь к подготовке будущих работников относились серьёзно, терпеливо объясняли все премудрости работы: как перекрывать путь и встречать поезда, как профессионально выходить из сложившихся чрезвычайных ситуаций. Спустя время Юля поймёт, как ей помогли эти знания.

– Если хорошо знаешь, как управлять переездом, с любой ситуацией можно справиться. Главное – не терять самообладание, – говорит наша героиня.

Однажды тяжелогружёная фура местного мукомольного предприятия слишком медленно выезжала на пути. В самый неподходящий момент, когда приборы известили о подходе к переезду поезда, муковоз застрял. Юлия Уразова незамедлительно включила заградительную сигнализацию. При запрещающем показании светофора поезд остановился. А тяжёлый грузовик вытащили с пути, помогли другие водители.

К счастью, похожие ситуации на переезде случаются редко.

– Считаю, дисциплинированных водителей становится больше, – говорит Юля.

Она всегда участвует в рейдах, которые проводит дистанция пути, вручает водителям памятки и строго предупреждает: «Будьте внимательны, приближаясь к переезду!». Да, бывает, что водитель-лихач, несмотря на запрещающий сигнал светофора, успевает выехать на пути – и был таков. Но Юля обязательно запомнит машину и, когда водитель будет возвращаться обратно, остановит транспорт, вручит нарушителю памятку и строго предупредит: «Нарушать правила никому не позволено!».

Поездка в Нижний Новгород на сетевой конкурс стала важным этапом в её жизни. Во время практической части ей задали три вопроса: что нужно делать во время остановки транспорта на переезде, обрыва проводов контактной сети и каков регламент переговоров с машинистом. Она так отвечала, что один из членов жюри не удержался и сказал: «Ну, ты и молодец!».

А ещё она перезнакомилась с коллегами со всей страны. Обязательно спрашивала: а как у вас? Как оборудованы переезды, много ли автоматизированных? Помогают ли местные власти? Говорит, что с большим любопытством посмотрела на переезды, оборудованные системой видеонаблюдения и связью с полицией.

– Они помогают быстро найти нарушителя, – с восхищением говорит Юля.

Победа в конкурсе для её семьи – Юлия воспитывает двоих детей – стала огромной радостью. 

А ещё ей удалось увидеть Волгу. Впервые великая русская река открылась так близко. Был солнечный день, в небе ни одного облачка. Юлия неожиданно подумала о том, что вся её жизнь, как эта большая река, где немало крутых берегов, островков, где плавное течение помогает плыть большим пароходам и небольшим судёнышкам. С такими радостными впечатлениями она возвратилась в свой дом, который стоит совсем рядом с её железнодорожным переездом. И где ей так хорошо.
Вячеслав Аванесов