23 октября 2018 12:10
фото: Анатолий Шулепов

Сохранить ценный ресурс

В Челябинском институте путей сообщения рассказали, как не ошибиться с выбором профессии.
В современном мире дорог каждый день жизни, не говоря уж о годах, которые рискует потерять молодёжь, выбрав не то учебное заведение. Как сделать так, чтобы выбор жизненного пути оказался правильным и работа была в радость?

Начался новый учебный год, и родители первокурсников смогли вздохнуть спокойно: их чадо уже делает шаги навстречу профессии. А вот тех, чьи дети ещё учатся в старших классах, не покидает волнение: как сделать так, чтобы ребёнок сделал верный выбор? Определиться с предпочтениями помогает специальное компьютерное тестирование по системе «Профориентатор». Пройти его можно, начиная с 8 класса.

– Выбор будущей профессии – это крайне важный шаг, от которого зависит, насколько человек станет успешным и счаст­ливым, – уверена заместитель директора по воспитательной работе На­талья Аверенкова. – К сожалению, иногда мы сталкиваемся с тем, что человек приходит учиться, но не понимает, зачем. Часто это бывает, когда выбор делают за него или он решает сам, но неосознанно. И уже став студентом, понимает, что идёт не своей дорогой.

В случае с ЧИПСом это бывает и тогда, когда студент впервые проходит производственную практику на предприятии, то есть уже будучи третьекурсником.

– Общая тенденция такова, что современные подростки долго остаются инфантильными, – утверждает Наталья Вячеславовна. – Многие проблемы, которые, к примеру, ещё наше поколение преодолевало самостоятельно, сейчас стараются решать за детей родители. Это приводит к тому, что чада долго не взрослеют.

На железной дороге это особенно распространено в силу популярности трудовых династий и преемственности. Но не всегда ребёнку удаётся оправдать ожидания старших. Для этого и нужен тест, о котором обычно абитуриенты узнают в день открытых дверей.

– Он позволяет понять, насколько интерес и личностные качества соответствуют той или иной профессии, – объясняет Наталья Аверенкова. – Когда мы выбираем род деятельности, то руководствуемся внутренними и внешними факторами. К первым относят интересы, интеллектуальные способности и личностные потребности, а ко вторым – мнение родителей и друзей, престиж учебного заведения.

Тест состоит из нескольких блоков, первый из которых – интересы. Тут всё просто: если хочется поступать в технический институт, важно, чтобы интерес к этой сфере был преобладающим. Чтобы выявить это, в блоке 84 вопроса с тремя вариантами ответов.

Не менее важны интеллектуальные способности. Работа может нравиться и казаться интересной, но успех будет зависеть и от того, насколько к этому располагают возможности и талант. Здесь 73 задания. Понятно, что для технической специальности нужны вычислительные навыки, эрудиция, логическое мышление и другие качества.

Работа предполагает коллектив. Где-то требуется активное взаимодействие с людьми, а где-то оно может быть минимальным. Поэтому третий блок тестирования содержит 50 вопросов, миссия которых – выявить личностные особенности.

– Здесь сугубо психологические вопросы, которые направлены на выявление типа темперамента, его структуры и так далее, – рассказывает Наталья Вячеславовна. – Очень важно, интроверт перед нами или экст­раверт, поскольку это влияет на то, готов ли он работать в команде, насколько он активен, любит заводить знакомства или избегает их. Также в этом блоке выявляется степень ответственности человека, может ли он довести дело до конца. Проверяется и эмоциональная стабильность, выдержанность и терпение, нет ли в нём вспыльчивости, заносчивости, которая нередко становится главным врагом определённого круга профессий.

Все блоки логически и последовательно связаны между собой. По мере того, как человек отвечает, программа подбирает соответствующие вопросы дальше.

Тестирование занимает час-полтора. Однако это мелочь по сравнению с риском потратить на получение «не той» специальности годы. Рекомендуется отвечать на вопросы по возможности быстро и откровенно, поскольку это отражает личностные особенности тестируемого. Также советуют избегать промежуточных вариантов «затрудняюсь ответить». Если их будет слишком много, компьютер может вернуть к первому вопросу данного блока теста.

– Проанализировав всё, система выдаёт набор возможных рекомендуемых профессий, – сообщает Наталья Аверенкова. – Машина соединяет все факторы, высчитывает показатели и выдаёт среднюю составляющую, которая показывает, к чему расположенность больше.

Результат демонстрируется в виде диаграммы, в которой по кругу расположены все сущест­вующие сферы деятельности. Одна или несколько из них, находящихся рядом, по итогам тестирования визуально выделяются. Если показатель больше 7,5 балла, и один из секторов диаграммы занимает большую часть круга, значит, конкретная сфера деятельности человеку подходит.

Однако бывает и такое, что результаты показывают одинаковую степень расположенности ко всем сферам деятельности. Тогда разобраться помогает индивидуальная беседа. 

– Иногда мы рекомендуем пройти тестирование ещё раз, но через некоторое время, – сообщает педагог. – Такая картина может наблюдаться из-за того, что своё будущее выбирает не сам абитуриент, а его родители. А он вообще не задумывается, чего хочет. Кроме того, бывают ситуации, когда мнение родителей не совпадает с интересами, структурой интеллекта и личностными качествами самих будущих студентов. Тогда, да и в остальных случаях, мы отдаём результаты тестирования на семейный совет, чтобы родители делали выводы.

Бывает и такое, когда ребёнок приходит на тестирование с уверенностью, что он хочет, к примеру, работать по технической специальности, а результаты ответов на вопросы доказывают, что он гуманитарий. И таких случаев множество.

– Иногда увиденное становится откровением, – подчёркивает Наталья Вячеславовна. – Но для этого ребята и приходят, чтобы ещё на этапе выбора профессии скорректировать дальнейший путь. Прислушиваться к результатам или нет – выбор тестируемого, но мы в любом случае советуем задуматься. Если это и не точнейшие результаты, то они как минимум дают возможность поразмыслить о будущем, разобраться в себе и своих интересах.
Марина Паниковская