17 ноября 2018 01:26

Запас прочности

Ровно четверть века назад на тракционных путях локомотивного депо Карталы запустили в эксплуатацию два поста ЭЦ. В ходе реализации этого необычного проекта было внедрено около 200 рационализаторских предло­жений.
В середине восьмидесятых годов руководство  локомотивного де-по Карталы задумалось над тем, как ускорить оборот локомотивов. Один из резервов повышения производительности труда – оборудование стрелок электроприводами. Но как ими управлять? Нужны полноценные посты электрической централизации. Но где их взять? В те годы промышленность для локомотивных депо подобного оборудования не выпускала. А тракционное хозяйство локомотивного депо Карталы – это практически полноценная станция. Тогда и было принято решение построить и обустроить «пульты управления». Задача, конечно, архисложная, однако пути решения подсказали рационализаторы. К проекту привлекли умельцев из числа локомотивщиков и работников ШЧ-8. Прорабом стройки назначили бывшего машиниста-инструктора Олега Абрамова, который к этому времени уже находился на пенсии. Сборку и монтаж оборудования поручили вести машинистам Юрию Решетняку, Владимиру Лапшину, Петру Кожевникову и Александру Коваленко. Выбор на них пал не случайно. Все они в своё время прошли школу электромехаников СЦБ. А вот главным инженером проекта с функциями консультанта и снабженца назначили эсцебиста Александ­ра Кожевникова, который в то время возглавлял один из самых ответственных подразделений Карталинской дистанции СЦБ и связи – ремонтно-технологический участок.

– Первый пост начали строить в северной горловине. Сначала возвели небольшое двухэтажное здание. На первом этаже разместилась релейная, на втором – комната для дежурного. Необходимых материалов катастрофически не хватало. Поэтому их пришлось собирать практически по всем дистанциям дороги, – вспоминает Александр Кожевников.

Часть оборудования была взята со станции Карталы-2 – здесь как раз проводилась масштабная модернизация. Но с остальным пришлось туго. Участники проекта старались пустить в дело буквально всё, вплоть до металлолома. К примеру, для управления стрелками выбрали самую простую трёхпроводную схему, потому что для неё требовалось меньшее количество метров кабеля. А пульт управления был сделан из подручных материалов непосредственно в экспериментальном цехе локомотивного депо.

В 1988 году пост ЭЦ в северной горловине был сдан в эксплуатацию. Новинка помогла значительно ускорить оборот локомотивов. Однако электрическая централизация имела один существенный недостаток – хромала безопасность движения. Поэтому следующий пост ЭЦ, который разместили в южной горловине, начали строить не только с учётом наработанного опыта, но и допущенных ошибок.

– Меня приняли на полставки слесарем в локомотивное депо, и в свободное от основной работы время я готовил необходимую документацию и проектировал электрическую централизацию, – продолжает свой рассказ Александр Васильевич.

Надо отметить, что Александр Кожевников сам начертил все принципиальные и монтажные схемы, а Юрий Решетняк и Владимир Лапшин воплотили их в жизнь. В депо даже нашёлся специалист по изолирующим стыкам рельсовых цепей. За это дело взялся бывший путеец Александр Жуков.

В 1991 году в эксплуатацию сдали первую очередь поста в южной горловине, а через два года управление северного поста тоже перевели на южный, и они стали функционировать как единый механизм. В результате в 1993 году в электрическую централизацию было включено девять путей, 43 стрелки, 46 маневровых светофоров и 27 стрелочных секций. Работы по внедрению электрической централизации на тракционных путях локомотивного депо продолжались в общей сложности шесть лет.

– Надо отметить, что здесь было настоящее раздолье для подлинного технического творчества. И все, кто принимал участие в проекте, уникальным шансом воспользовались в полной мере. На протяжении всех этих лет мы творили не переставая. Представляете, наша небольшая группа, в которой, помимо меня, были Юрий Решетняк и Владимир Лапшин, разработала и внедрила около 200 рационализаторских предложений! Где ещё так можно развернуться! Если учесть, что всё оборудование и начинка изготавливались из подручных материалов, то экономический эффект получился очень солидный, – подчёркивает ветеран.

В те годы подобная электрическая централизация на сети дорог была большой редкостью. И отрадно, что карталинские умельцы в этом отношении оказались в числе первопроходцев.

С пуска постов ЭЦ прошло уже двадцать пять лет, но участники его монтажа до сих пор с удовольствием вспоминают те времена. Они вложили в дело всю душу и мастерство, создав тем самым надёжный запас прочности для работы оборудования.
Вячеслав Чеботько
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31