10 декабря 2018 07:40
фото: Анатолий Шулепов

Возвратили к жизни

Спасённый железнодорожниками снегоочиститель готов к наплыву посетителей

Экспонат, который не так давно появился на экспозиционной площадке железнодорожной техники ЮУЖД на станции Челябинск-Главный, в прямом смысле слова заблистал новыми красками. К очередному экскурсионному сезону снегоочиститель ЦУМЗ-ОС1 готов целиком и полностью.
Напомним непростую историю этого экспоната. В своё время его случайно обнаружили любители ретро-техники. О своей находке они сообщили начальнику подразделения по сохранению исторического наследия Южно-Уральского центра научно-технической информации и библиотек Егору Казакову. ЦУМЗ-ОС1, название которого, кстати, расшифровывается как «Центральное управление машиностроительных заводов», находился в довольно печальном состоянии – лестницы практически полностью развалились, окна разбиты, по­всюду ржавчина, пыль и грязь.

А в своё время это был настоящий герой. С его помощью успешно убирали внутризаводские пути. До этого эксплуатировали и на путях общего пользования Министерства путей сообщения. Но особенность ЦУМЗа в том, что действовал он исключительно в паре с паровозом или тепловозом, поскольку передвигаться самостоятельно не мог. В 1960-х годах, когда на смену этим машинам пришла самоходная техника, такие вагоны стали массово передавать промышленным предприятиям. Один из подобных экземпляров оказался на Челябинской государственной районной электростанции.

– Этот экспонат ожидала незавидная судьба, – рассказывает Егор Алексеевич. – Он находился на территории старой площадки ЧГРЭС, которая была воздвигнута в 1929–1930 годах в период первой пятилетки. Причём территория эта уже была продана новому собственнику. Вероятно, в недалёком будущем раритетную технику просто бы утилизировали. Буквально в последний момент удалось обнаружить уникальную машину, договориться о её приобретении и передислокации в Музей железнодорожной техники ЮУЖД.

Переговоры с бывшим владельцем ЧГРЭС, компанией «Фортум», продлились долгие полтора года. Но когда процесс наконец завершился, возник сложный вопрос транспортировки. Выяснилось, что пути, на которых установлена техника, давно отрезаны от заводских. Соответственно, транспортировать по железной дороге ЦУМЗ ­нельзя. Решили везти через город на специальном длинномерном трале с тягачом. Причём делали это ночью, когда автотрафик минимален. Впереди ехала автовышка контактной сети, которая контролировала процесс проезда под троллейбусными проводами. Уже на месте выгрузка осложнялась проходящей рядом городской теплотрассой. Не стоит забывать и про близость главного пути, а, соответственно, и «паутины» КС над ним. В итоге ЦУМЗ ювелирно поставили на своё новое постоянное место жительства.

Впереди технику ожидал непростой этап реставрации. К процессу подключились специалисты Смолинской механизированной дистанции по ремонту и эксплуатации путевых машин. Они подошли к делу ответственно, восстановили недостающие детали экстерьера, установили новые оконные рамы, вставили выбитые стёкла. И, конечно, всё покрасили.

– Работы было очень много, – рассказывает слесарь по ремонту железнодорожных строительных машин и механизмов Смолинской дистанции ПЧМ Максим Сунгуров. – Подняться внутрь вагона было практически невозможно – ступеньки ­лестницы рассыпались в труху. А посмотрите теперь – всё железное, красивое. А сколько мусора выгребли! По крыше лазили, боялись провалиться. Конечно, могли поменять доски, но было принято совместное с музейщиками решение сохранить старое дерево – так более естественно.

Процесс восстановления занял около недели. Теперь ЦУМЗ не узнать. Раритет буквально засверкал новыми красками – чёрной, оранжевой и жёлтой. Вдоль борта белая полоса. Сегодня это стандартная расцветка путейской техники. К сожалению, теперь трудно наверняка сказать, каких цветов снегоочиститель был ранее, описания не осталось, а редкие фотографии, понятно, чёрно-белые.

Как отмечают в музее, сегодня остался лишь по­следний штрих – нанести на борт трафарет, поясняющий принадлежность к ЧГРЭС. Тем самым железнодорожники хотят восстановить историческую справедливость, наглядно продемонстрировав, где работал этот труженик.

– Мы очень рады, что данный экспонат занял достойное место в нашей экспозиции, – продолжает Егор Казаков. – Теперь у нас четыре экземпляра путейской техники: машина для рихтовки пути, универсальная платформа-погрузчик, снегоземлеуборочная машина системы инженера В.Х. Балашенко, нашего прославленного изобретателя и земляка. Ну и, наконец, сам ЦУМЗ. Пользуясь случаем, хочу ещё раз выразить благодарность всем железнодорожникам Челябинского узла, ежегодно принимающим участие в поддержании зримого воплощения истории дороги на должном уровне.

Новый экспонат стоит предпоследним в длинной очереди техники. После только машина для рихтовки. Во время разговора подмечаем, что у последней частично разбиты окна.

– Вот она, работа вандалов во всей красе, – констатирует Егор Алексеевич. – Причём этот экспонат уже не первый раз подвергается нападкам. В 2009 году его уже пытались сжечь. Но это было самое крупное «покушение». А так, в основном то камнем запустят, то поцарапают. Мы уже поменяли стеклянные окна на оргстекло, но и это не помогает. Последний раз машину повредили уже после того, как мы подготовили её к 9 Мая в этом году. Очень обидно как за сам экспонат, так и за труд людей, которые всеми способами стараются сохранить раритет. Я хотел бы обратиться к тем людям, кто это творит: вместо того чтобы портить экспонаты, лучше придите к нам. Мы готовы провести экскурсию и подробно рассказать, почему наша техника заслуживает того, чтобы её сохранять и оберегать.
Александр Кичигин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31