25 сентября 2018 00:50
фото: Анатолий Шулепов

Шок и боль в сердце

После трагедии в Кемерово железнодорожники проводят внеочередные проверки своих объектов

То, что произошло в России 25 марта, трудно описать словами. В торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово погибли 64 человека, 41 из них – дети. В стране был объявлен национальный траур. Трагедия вызывает шок, боль, горечь. И при этом она порождает немало вопро­сов, первый из которых – как вообще такое могло произойти.
Интервью с Дмитрием Резниченко, главным пожарным инспектором на ЮУЖД

– Дмитрий Александрович, какая была ваша реакция на про-исходящее в Кузбассе?

– Однозначно шок, по-другому и не скажешь. Погибли столько детей, взрослых… То, что произошло, в очередной раз обнажило извечные проблемы нашего общества. Во-первых, это русское «авось» и разгильдяйство. Я бы даже сказал преступное. А во-вторых, вечная погоня за прибылью, невзирая ни на что. Пытаясь заработать деньги, эти люди забывают про безопасность простых граждан. Это плохо и страшно. И то, что противопожарная система в ТК не сработала, – яркий тому пример.

Сейчас трудно определённо говорить, что произошло в «Зимней вишне». Есть несколько версий, следст­венные органы разберутся. Но то, что сегодня многие откровенно экономят на системах пожарной автоматики и вопросах их обслуживания, – это факт.

– Мало её установить, оборудование должны постоянно обслуживать квалифицированные специалисты.

– Это, действительно, так. Но на самом деле до начала монтажа её нужно грамотно спроектировать. Этим должна заниматься серьёзная проектная организация. После, итоговый документ должен пройти государственную или негосударственную экспертизу для оценки правильности принятых решений. Это первый этап, но он очень важный.

– Каким образом функционирует пожарная автоматика?

Говоря простым языком, основная её задача – скорейшее обнаружение пожара. Первый этап – сработка дымовых или тепловых извещателей. Далее задействуется система оповещения. Вы же наверняка хоть раз в жизни слышали громкий голос, требующий покинуть помещение. И третий, замыкающий шаг, работа систем пожаротушения. К тому времени людей внутри не должно оставаться.

– Почему она может не сработать?

– Если мы не берём в расчёт, что её отключает кто-то целенаправленно, то однозначно из-за некачественного обслуживания. В случае с кемеровским ТК мне вообще непонятно такое безответственное поведение на объекте с массовым пребыванием людей. Оказывается, к моменту ЧП система не функционировала уже несколько дней. Уму непостижимо! Надо чётко уяснить – подобные механизмы должны всегда находиться в работоспособном состоянии.

– Произошедшее вскрыло целый комплекс проблем.

– Однозначно. Ведь дело не только в том, что не сработало «железо». Люди, то есть работники ТК, были абсолютно неподготовлены к действиям в подобных ЧП. Я постоянно повторяю такое понятие, как «культура пожарной безопасности». Это очень важно, её не стоит недооценивать. Однако почему-то именно данный вопрос сильно «хромает». Причём это касается не одного комплекса, а, скорее, страны в целом. Да, во всех организациях, на предприятиях должны быть ответственные за пожарную безопасность лица. Если таковой не назначен, то всю ответственность несёт руководитель объекта. Но, к сожалению, как показала трагедия в Кемерово, данный работник отсутствовал, а руководитель оказался равнодушным, не понимающим степень своей ответственности и не думающим о безопасности клиентов. Представьте, бывали случаи, когда противопожарные системы отключали, а потом мотивировали это тем, что просто не хотели вызывать панику!

– Видеозаписи с моментами начала пожара в кемеровском ТК общедоступны. Пламя распространяется в считанные секунды, а дым и того быстрее. Как такое возможно?

– Ещё одна довольно серьёзная проблема – использование дешёвых и горючих материалов в целях экономии. На сегодняшний день существуют чёткие требования в государственных нормативных документах – из чего должны строить, что можно использовать, а что нет. Либо эти материалы менее горючие, либо же в случае нештатной ситуации образуют меньше дыма. На самом деле здесь целый комплекс требований. Классификация строительных материалов учитывает их горючесть, воспламеняемость, скорость распространения пламени, дымообразующую способность, токсичность.

Насколько я понял, в данном случае очаг пожара находился вблизи детского бассейна с мягкими кубиками, это же, скорее всего, обычная китайская «химия». Неудивительно, что пламя распространялось быстро. Повышенная дымообразующая способность вкупе с токсичностью – страшная смесь. При этом хочу подчеркнуть – чаще всего в подобных ситуациях люди гибнут не от термического воздействия, а именно от отравления угарным газом.

– Есть советы, как действовать в подобной ситуации?

– Важнее всего – сохранять рассудок, не поддаваться эффекту толпы, не паниковать. А большинство именно паникует или, наоборот, впадает в ступор, когда надо действовать.

Важно в кратчайшие сроки покинуть здание и вызвать специалистов, то есть работников пожарной охраны. Но всё в итоге будет зависеть от концентрации угарного газа в воздухе. Если она большая, то невзирая ни на что сознание вы потеряете спустя пару вдохов. Тут не помогут никакие фильтрующие противогазы – только полностью изолирующие средства защиты. Второй момент – дым и максимальная концентрация газа происходит всегда в верхней части помещения. Надо передвигаться либо ползком, либо максимально наклонив голову. Так вы будете лучше видеть окружающее пространство, да и меньше вероятность отравления.

Надо помнить, что обычные для нас предметы на путях эвакуации, например, стол, шкаф, могут нести смертельную опасность, когда человек теряет ориентацию. Можно запнуться и удариться головой. Именно поэтому критически важно, чтобы пути эвакуации были свободными.

– Будут ли приниматься какие-то меры на ЮУЖД?

– Сейчас начались внеочередные проверки всех объектов с массовым пребыванием людей, тот есть свыше 50 человек. Их у нас достаточно много, включая управление дороги, административные здания, вокзалы и так далее. Так, практически сразу после трагедии в Кемерово со мной связался главный инженер Южно-Уральской дирекции железнодорожных вокзалов, который сам настоял, чтобы на объектах ЮУрДЖВ эта работа была проведена максимально качественно. Мы уже обсудили с ним и приняли ряд грамотных управленческих решений. Проводится работа с руководством дороги и других дирекций.

Кроме того, я всегда уделял большое внимание и заявлял о важности практических тренировок. Они предусмотрены правилами противопожарного режима. На подобных объектах два раза в год должны проводиться такие мероприятия. Причём не просто для галочки. Грамотный руководитель всегда будет уделять данному вопросу большое внимание. Есть отличные методические рекомендации, которые готов предоставить абсолютно всем предприятиям.

– И всё-таки в чём преимущество тренировок?

– А всё очень просто – они вскрывают весь комплекс недостатков, будь они в работе систем противопожарной защиты, содержании путей эвакуации или знаниях людей. Практика есть практика! Судя по всему, этому вопросу в ТК «Зимняя вишня» не уделялось должного внимания. Ведь на самом деле если система не сработала автоматически, то её можно было включить в ручном режиме. Но надо знать правильный порядок действий.

Очень важно – наличие свободных путей эвакуации. А вот эта проблема опять же характерна для всей России. Где-то они просто завалены всяким горючим хламом. Сегодня много внимания уделяется антитеррористической защищённости объектов. Приходим на предприятия и видим, что пожарные выходы заблокированы. Объяснение простое, мол, не хотим, чтобы на объект проник посторонний. Но ведь есть специальные магнитные замки, которые открываются только изнутри и автоматически разблокируются в случае ЧП. Однако их ставят далеко не везде, экономят. Говорю прямо – одно не должно мешать функционировать другому!

– Вы часто встречаетесь с подобными нарушениями?

– Я всегда гордился, что железная дорога – это всё еще «государственная» организация и нарушений здесь значительно меньше, чем, например, в коммерческих торговых комплексах. Причём серьёзность данных подходов транслируется с самого верха, начиная с руководства компании и дороги. Уровень знаний работников наших предприятий существенно выше. После Кемерово по всем дорогам сразу разошлись телеграммы. Проверять предстоит самым строгим образом. Если вскроются серьёзные нарушения, то в наших полномочиях запретить эксплуатацию здания вплоть до устранения замечаний. Мероприятия продлятся весь апрель, а итоги будут подведены в конце месяца на региональной пожарно-технической комиссии. Что касается частного бизнеса, то он должен, наконец, чётко уяснить – огонь не шутит. Дороже человеческой жизни нет ничего.

– Нередки ситуации, когда срабатывает пожарная сигнализация, а люди ведут себя так, будто ничего не происходит.

– К сожалению, такова психология отдельных товарищей. В западных странах вопросы противопожарной безопасности начинают серьёзно изучать уже в детском саду. Этой теме уделяется огромное внимание в школе. Надо, чтобы люди были подготовлены к таким ситуациям на подсознательном уровне. А пока мы в отдельных случаях видим безразличие. Причём как со стороны простых граждан, так и ответственных за данное направление лиц.
Беседовал Александр Кичигин