22 июля 2018 21:31
фото: Анатолий Шулепов

Не зная броду, не суйся в воду

На ЮУЖД трудится один из лучших наставников сети

Дежурный по сортировочной горке станции Челябинск-Главный Александр Козлов стал победителем конкурса Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД». Теперь он с гордостью носит почётное звание «Лучший наставник». Конкурсной комиссией оценивались достижения движенцев в профессиональной сфере, а также результаты дорожных этапов соревнования.
Александр говорит, что был приятно удивлён результату. В наставники он пришёл по воле случая.

– В какой-то момент просто оказался самым опытным дежурным на горке, и мне предложили обучать стажёров. Один раз получилось, потом второй, так дальше и пошло. Сейчас все стажёры на горке проходят через меня. Хотя мне кажется, есть и более достойные люди для этой роли, но они не подходят по тем или иным критериям, – говорит он.

Александр уверен, что быть наставником – большая ответственность. Хочется передать стажёру максимум того, что умеешь сам. На посту ЭЦ у дежурного нет времени расслабиться. Здесь постоянно пребываешь в режиме многозадачности. Александр Козлов говорит, что большое значение имеет, после какой должности «новичок» пришёл на стажировку.

– Когда появляется неподготовленный человек, который в первый раз видит горку, ему нужно не только рассказать, что он должен понимать головой, но ещё и показать работу руками – на пульте, в КСАУ-СП. Тут возникает дилемма, чему учить в первую очередь, – рассказывает наставник. – Научишь теории – на практике затормозит. Если только практике – он будет что-то делать, а для чего и зачем не поймёт. Но лично я всегда стараюсь в первую очередь дать теорию. Как говорится: не зная броду, не суйся в воду.

Не меньшее значение имеет и желание самого стажёра учиться и впитывать знания.

– Один придёт и достанет вопросами: «А почему ты это делаешь? Для чего и как?». И это правильно. Значит, ему интересно, лучше запомнит. А есть такой, который сидит, как амёба, и ждёт, пока ему в голову всё вложат. А само собой ничего не бывает. С такими приходится сложно.

Довольно часто наставнику приходится оставаться с «новичком» после смены, чтобы обсудить итоги дня, разобрать ситуации, объяснить, в какой ситуации лучше было сделать по-другому, пояснить и разобрать сложные темы.

Движенец уверен, наставнику более всего важны такие качества, как терпение и настойчивость. Нужно добиваться, чтобы стажёр тебя услышал и понял. Он должен быть компетентен в своей работе, уметь доносить информацию доступно и грамотно.

Главный совет, который даёт Козлов подопечным: «Всегда сначала думай! В первую очередь – безопасность!».

Когда Александр пришёл трудиться на магистраль, у него тоже был наставник.

– Им был Александр Геннадьевич Белов. Конечно, он нас и хвалил, и ругал. Многие из его приёмов обучения я взял на заметку и теперь использую сам, – рассказывает он. – Мне кажется, дорога не сможет существовать без наставничества. По себе могу сказать, что профильное образование даже наполовину не подготавливает к тому, что происходит на самом деле: приходишь – и ничего не знаешь. Я думал, приду после университета и сразу стану дежурным по станции. Но меня назначили регулировщиком скорости. Подумал: «Как же так?! Я ведь на пятёрки учился!». Теперь понимаю, что это правильная позиция – начинать с самой малой должности. Постепенно будешь подниматься вверх, разбираясь во всех тонкостях работы.

Интересно, что изначально Александр не собирался посвящать жизнь стальной магистрали.

– Я учился во второй школе на вокзале. Раньше она была железнодорожной. Ходил в кружок юных техников, где мы собирали модели электровозов. Спортивная секция располагалась на стадионе «Локомотив». Посещал я и малую железную дорогу. Но после школы решил поступать в Челябинский государственный университет на экономиста. Не получилось. Пошёл в железнодорожный техникум. Подумал: «Год поучусь, пойду пробовать силы ещё раз». Спустя год ситуация не изменилась. Пошёл в армию – попал в железнодорожные войска. Понял, что деваться некуда. Так и остался с железной дорогой.

Александр Козлов уверен, что трудиться нужно так, чтобы не было стыдно за свою работу. Нужно к чему-то стремиться и чего-то добиваться. Именно эту мысль он и старается донести до молодых коллег.
Наталья Лукьянчикова